Группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесла в нижнюю палату парламента законопроект по совершенствованию оценки риска вовлеченности компаний и ИП в проведение подозрительных операций.
Законопроект вносит изменения в закон о Центральном банке и антиотмывочный закон.
Из пояснительной записки следует, что на базе Банка России предлагается создать централизованный информационный сервис «Платформа ЗСК» («Знай своего клиента»). Через него банки в онлайн-режиме смогут получать качественную информацию об уровне риска по клиентам и их контрагентам и использовать ее при реализации процедур «противолегализационного» контроля.
Клиенты будут подразделяться на категории (высокий риск, средний риск, низкий риск). При низком или среднем риске будет использоваться минимальный набор антиотмывочных инструментов.
Текущая оценка клиентов банков показывает, что доля клиентов низкого риска – в пределах 99% от общего количества хозяйствующих субъектов, доля клиентов среднего риска – в пределах 0,3%, а доля клиентов высокого риска – не более 0,7%.
Законопроектом предлагается зафиксировать алгоритм работы с клиентом в зависимости от уровня его риска (зеленый, желтый, красный). Так, лицам с зеленым уровнем риска не смогут отказать в открытии банковского счета, а также в проведении операций по переводу денежных средств иным юрлицам и ИП на их счета (вклады, депозиты), открытые в банках на территории России.
Исключение составляют только подозрительные операции по списанию денежных средств в пользу физлиц, снятие наличных денежных средств, перечисление денежных средств на счета, открытые в банках за пределами России, переводы денежных средств иным юрлицам и индивидуальным предпринимателям, которые отнесены к желтому уровню риска.
В отношении лиц с желтым уровнем риска сохраняется возможность при наличии подозрений в отмывании денег отказать в открытии банковского счета и в проведении операций. Для красного уровня устанавливаются запреты на открытие новых банковских счетов, на проведение любых операций (как собственных, так и в их адрес), запрет или прекращение доступа к услугам по переводу денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей (СБП), а также запрет использования электронного средства платежа.
Отмечается, что критерии отнесения компаний и ИП к группам риска вовлеченности будут совместно определять Банк России и Росфинмониторинг.
Поправки к действующему законодательству позволят уменьшить нагрузку на добросовестных предпринимателей, особенно на малый бизнес, за счет снижения превентивных ограничительных мер со стороны банков, снизить объем сомнительных операций и повысить эффективность работы противолегализационных систем кредитных организаций.