В ВТБ рассказали РБК о новом виде мошенничества, при котором по электронной почте потенциальным жертвам сообщают о якобы возникших в течение 2020 года долгах по оплате жилищно-коммунальных услуг и просят погасить долг онлайн, предоставляя поддельные квитанции. Средняя сумма «долга» составляет от 10 000 до 20 000 руб., уточнили в ВТБ.
Если клиент начинал процесс оплаты онлайн и вводил реквизиты своей карты на сайтах, куда вели ссылки из письма, то мошенники получали доступ к его банковскому счету. Если же клиент игнорировал сообщение, то ему звонили будто бы от лица управляющей компании для проверки совершенных ранее в этом году платежей и убеждали в наличии «долга по квартплате». При этом мошенники также пытались выяснить способы оплаты и реквизиты карты, по которой проводился платеж, а затем предлагали совершить «тестовую транзакцию для проверки» и сообщить им код из СМС.
Мошенники решили воспользоваться тем, что в конце года управляющие компании традиционно делают перерасчет за ЖКУ, особенно если граждане несвоевременно передавали показания счетчиков воды и электроэнергии. А в условиях пандемии и удаленной работы расходы на коммунальное обслуживание резко возросли, поэтому вопрос погашения задолженности может быть актуальным для отдельных жильцов.
РБК отмечает, что в Сбербанке, Райффайзенбанке и Росбанке не фиксировали подобные случаи мошенничества.