ПРАВО.ru
Практика
25 января 2021, 8:27

Вывод денег за рубеж по исполнительным листам могут запретить

Процедуру планируют осложнить новым условием: взыскатель должен будет иметь счет в российском банке.

В России может усложниться вывод средств по исполнительным листам за границу. Согласно законопроекту, который разрабатывают ЦБ, Минюст и участники рынка, для получения таких средств компания или физлицо должны иметь счета в российских банках. Это правило затронет в том числе и нерезидентов, пишет РБК.

Документ начали разрабатывать еще в начале 2019 года, но к нему появились замечания, поэтому работа продолжается. «Предыдущую редакцию документа рассматривать в правительстве не стали, поскольку для решения проблемы требуется комплексный подход. Сейчас к этому вопросу вернулись», – утверждает источник, знакомый с ходом дискуссии. Работа над законопроектом возобновилась, подтверждает представитель Банка России.

В Минюсте изданию сообщили, что принятие поправок позволит минимизировать переводы в пользу «недобросовестных взыскателей» с целями отмывания средств и уклонения от налогов. В ЦБ сообщили, что прорабатываются «комплексные изменения в законодательство» для борьбы с сомнительными операциями через исполнительные листы. Предложение ограничить возможности переводов за рубеж по исполнительным документам там не прокомментировали.

Легализация и вывод денег через исполнительные документы стали публично обсуждаться в 2017 году после раскрытия «молдавской схемы». Этот механизм подразумевает перевод средств от российской компании-должника зарубежному контрагенту по решению суда. Основанием для транзакции служил исполнительный лист: такой документ в России имеет особый статус, и банки обязаны проводить платеж по нему. В последние годы для проведения сомнительных операций использовались исполнительные надписи нотариусов и решения комиссий по трудовым спорам (КТС), которые в России тоже считаются исполнительными документами.

Банк России и Росфинмониторинг признавали, что побороть обналичивание и отмывание через исполнительные листы крайне сложно. В 2020 году схемы с исполнительными документами стали популярнее, говорил директор департамента финмониторинга Банка России Илья Ясинский. За девять месяцев прошлого года объем обналичивания через этот канал вырос в 1,9 раза.

При этом в «Деловой России» инициативу Минюста не поддерживают. Там указали, что от нового подхода пострадают в первую очередь добросовестные взыскатели. В бизнес-организации «Опора России» считают, что мера несет скорее риски для бизнеса.

UPD в 14.00 – добавлен комментарий

По мнению руководителя банковской практики КИАП КИАП Федеральный рейтинг. группа Страховое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Уголовное право Профайл компании Романа Суслова, в предложенном виде инициатива скорее непропорционально ограничивает добросовестных иностранных контрагентов, чем реально решает проблему отмывания средств по исполнительным листам. Тем более что сейчас зарубежные взыскатели постоянно сталкиваются с бюрократией исполнительного производства и банковскими ограничениями. Дополнительно им будет навязываться счет в российском банке, который повлечет транзакционные издержки, а его полезность ограничится двумя-тремя операциями: по зачислению, конвертации и выводу средств, отметил юрист.

«С учетом трансграничного характера отмывания, гораздо перспективнее наладить эффективное взаимодействие госорганов и банков в рамках международного автоматического обмена налоговой информации, и за счет этого осуществлять анализ добросовестности отношений кредиторов и должников по исполнительным документам», – резюмировал Суслов.