Владимир Путин наложил вето на закон, который предусматривает ответственность для журналистов и редакции СМИ за размещение фейковой информации, следует из базы нижней палаты.
Этот законопроект с поправками в ФЗ «О средствах массовой информации» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» разработали депутаты Сергей Боярский и Евгений Ревенко. На рассмотрение в Госдуму его внесли в июне 2020 года.
Первоначально документ касался возрастной маркировки в средствах массовой информации. Ко второму чтению комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи внес изменения, которые предусматривали ответственность для редакции, журналиста и главреда за перепечатку недостоверной информации из других СМИ, если невозможно найти и наказать их главных редакторов. Сейчас за подобные публикации наказывается только первоисточник.
Документ был принят во втором чтении 18 мая, а 19 мая – в третьем, Совет Федерации одобрил его 2 июня.
Сейчас отклоненный закон направлен в профильный комитет. Он будет дорабатываться осенью, сообщил «Интерфаксу» пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
«Отклонение связано с тем, что у президента появились вопросы к некоторым частям этого закона, в частности, к частям, где идет речь об освобождении от ответственности. Поэтому президент посчитал нужным вернуть. Этот закон будет дорабатываться осенью», – сказал Песков.
Мнения юристов
Все опрошенные Право.ru эксперты сходятся во мнении, что закон фактически мог привести к ограничению свободы слова.
«Законопроект, отклоненный Владимиром Путиным, ставит под угрозу возможность средств массовой информации в своих публикациях ссылаться на другие СМИ, в том числе иностранные, при этом снимая с себя ответственность за распространенную информацию. То есть фактически законопроект ограничивает свободу распространения массовой информации, потому что очевидно, что ссылаться на не слишком известные локальные СМИ (и оппозиционные, независимые) становится рискованней», – отмечает Василий Сосновский, партнер юридической компании «Генезис».
По его мнению, документ носит превентивный характер: лучше не брать новость и цитаты из СМИ-первоисточника, если не уверен на 100%, что к нему не будет претензий со стороны контролирующих органов.
«Данный законопроект по сути перекладывал ответственность за противоправную деятельность незарегистрированных СМИ с государства на иные СМИ, которые воспользовались недостоверным источником в целях распространения массовой информации», – рассуждает адвокат Яна Платицина.
С ней солидарен и старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин, назвав инициативу Боярского и Ревенко «странной и вредной», поскольку они попытались переложить ответственность на неограниченный круг лиц – журналистов, которые выполняют свой профессиональный долг и являются четвертой властью в государстве.
Перспектив у закона в предложенной редакции нет, уверен руководитель дирекции юридической фирмы Кирилл Никитин: «Как показывает практика, отклоненные президентом России законопроекты в дальнейшем не жизнеспособны и в конечном итоге не приобретают статус законов. Полагаем, что рассматриваемый кейс не станет исключением, и вопрос о подобных мерах ответственности СМИ будет снят с государственной и общественной повестки».