ВС рассмотрел дело Вазгена Петросяна — собственника земельного участка площадью 357 кв. м в Геленджике Краснодарского края «для индивидуального жилищного строительства». Петросян обратился в администрацию с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка и земель. В неюридической терминологии — собственник захотел «прирезать» себе муниципальной земли согласно п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса.
2 октября 2019 года администрация Геленджика отказала Петросяну, поскольку на испрашиваемой заявителем земле он самовольно возвел одноэтажный некапитальный гараж и металлическое ограждение. В связи с этим администрация даже подала иск об освобождении самовольно занятого участка. Петросян также обратился в Геленджикский городской суд, и в первой инстанции судья удовлетворил его исковое заявление исходя из того, что кодекс не предусматривает подобных оснований для отказа. Суд обязал городские власти утвердить схему расположения нового земельного участка площадью 424 кв. м.
Затем Краснодарский краевой суд отменил по апелляционной жалобе администрации это решение, и с этим согласился Четвертый кассационный суд общей юрисдикции 4 марта 2021 года. Судьи решили, что, поскольку земля не предоставлялась истцу под возведение одноэтажного гаража и металлического ограждения, она занята самовольно и у администрации были основания для отказа.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда в составе судей Валентина Александрова, Ирины Абакумовой, Людмилы Калининой указала, что подп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК в качестве одного из оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении устанавливает случай, когда на участке, который «прирезается», находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в муниципальной, государственной собственности или в собственности других лиц. А таких объектов в данном случае не было.
ВС отменил все решения судов, признал незаконным решение администрации Геленджика об отказе в перераспределении земельного участка и возложил на нее обязанность повторно рассмотреть заявление Петросяна.