«Известия» выяснили, что в сентябре — октябре 2021 года в 10 раз выросло число мошеннических звонков от имени правоохранительных органов по сравнению с январем — февралем 2021-го.
«На звонки от фальшивых сотрудников банков абоненты уже почти не ведутся, ведь такая схема многим известна. Еще год назад мы фиксировали единичные жалобы среди наших пользователей на звонки от вероятных мошенников, которые представляются сотрудниками правоохранительных органов. Сейчас же очевидно, что часть мошеннических колл-центров основательно заняла эту нишу и продолжает работать по таким скриптам», — рассказал изданию аналитик Kaspersky Who Calls Виталий Воробьев.
Он пояснил, что мошенники часто обращаются к абонентам по имени и фамилии, используют юридические термины, а также предлагают записать собственное Ф. И. О. и «номер жетона» — подставное удостоверение сотрудника полиции.
Звонящие пытаются убедить человека, что некто подделал его документы или же получил доверенность и ксерокопию паспорта, а теперь пытается снять по этим документам все деньги со счета в банке. Обычно преступники пытаются сначала выяснить, не знаком ли человек с неким гражданином, не давал ли ему свой паспорт и попросят вспомнить, кому и когда человек в последний раз представлял свои личные данные. Затем вынуждают назвать конфиденциальную информацию и код из СМС с подтверждением перевода денег на счет злоумышленника или самостоятельно перечислить их на якобы безопасный счет.
В Центробанке изданию заявили, что проводят активную работу по противодействию телефонному мошенничеству. В первом полугодии 2021-го ЦБ направил для блокировки порядка 18 000 телефонных номеров, используемых в противоправных целях. В 2020-м их было 26 400 — на 86% больше, чем в 2019-м.
Эксперты назвали причинами стремительного увеличения числа случаев мошенничества при помощи телефонных звонков пандемию коронавируса и продолжающийся переход платежей в онлайн.