16 декабря Госдума в первом чтении рассмотрела законопроект об использовании QR-кодов в общественных местах. Он позволяет региональным властям устанавливать ограничения на посещение массовых мероприятий, учреждений культуры, кафе, ресторанов, торговых центров и магазинов. Конкретный список таких учреждений они смогут определить в соответствии с эпидемической ситуацией. Аптек и продуктовых магазинов ограничения не коснутся.
Для посещения мест, где вводятся ограничения, потребуется QR-код о вакцинации, подтверждение, что гражданин переболел коронавирусом, либо медицинский отвод от прививки. До 1 февраля 2022 года также можно будет использовать отрицательный ПЦР-тест.
Несколько депутатов предлагали снять его с повестки еще до рассмотрения, в том числе ссылаясь на «несколько миллионов» писем граждан, которые выступают против новеллы. Но большинство депутатов проголосовало против этого.
Большинство депутатов поддержали постановление, которое указывает пожелания парламентариев и правительства к законопроекту перед вторым чтением. 329 депутатов поддержали законопроект в первом чтении, 81 выступил против, и один воздержался.
Коды по антителам и экспресс-тестирование
Едва ли ко второму чтению в законопроект удастся внести закрытый исчерпывающий перечень мест, в которых будут вводиться ограничения, указала вице-премьер Татьяна Голикова. «Жизнь очень сложна и многообразна», — подчеркнула она. Председатель ГД Вячеслав Володин подчеркнул, что на первом месте должна быть защита прав граждан; поэтому ограничения в документе необходимы.
При наличии антител, даже если гражданин переболел бессимптомно, можно будет получить QR-код на полгода (так как неизвестно, когда именно человек болел), рассказала Голикова. При этом никакого конкретного уровня антител не установлено, согласно рекомендациям ВОЗ: сейчас нет достоверных данных о том, какое их количество защищает от COVID-19. Можно ли будет продлить этот срок, зависит от эпидемической ситуации и от того, какие новые штаммы появятся за это время.
Иностранные производители вакцин пока не обращались к российским регуляторам для их регистрации на территории РФ, рассказала Голикова. Вопрос о регистрации российских вакцин зависит от согласования ответов российской стороны на замечания, возникшие у Всемирной организации здравоохранения.
Граждане из отдаленных населенных пунктов, где нет возможности пройти ПЦР-тестирование, могут использовать вместо этого отрицательный результат экспресс-тестирования.
В 2020 году не зафиксировали смертельных случаев после вакцинации в России и сделали 27 выплат после осложнений из-за прививки, рассказала Голикова. По 2021 году данных пока нет.
«Сертификат вакцинированного существует уже десятилетия, просто на него никто не обращал внимания», — отметила Голикова. Сейчас только вводится его единая форма, а QR-код защищает его от фальсификации.
Исполнительность, дисциплинированность и потеря прав
Масса неправильных управленческих решений и развал первого звена системы медпомощи, а вовсе не недостаточный темп вакцинации является причиной высокой смертности от COVID-19, заявил Алексей Куринный из КПРФ. По его мнению, влияние на смертность требования по QR-кодам «в лучшем случае можно будет наблюдать в очень отдаленной перспективе». Нужно сосредоточиться на совсем других мерах — повышении эффективности лечения и повальном тестировании. «КПРФ за вакцинацию, но только добровольную», — подытожил Куринный.
«Чего народ уговаривать? Вы сами тут сидите без масок», — обратился к коллегам Владимир Жириновский от фракции ЛДПР. QR-коды — это справки о лечении или прививке; именно лечение или вакцина должны помочь, а не сами коды, подчеркивает депутат. Жириновский также призвал коллег «не тиражировать свое мнение» по вопросам вакцинации.
Рассматриваемый законопроект не решает проблемы распространения коронавируса, считает Сергей Миронов из фракции «Справедливая Россия — За Правду». Вместо этого новелла разделит граждан «на правильных и неправильных». При этом даже вакцинированные могут, не болея, быть разносчиками COVID-19. Нужно разделить здоровых и больных, а для этого нужно расширить программу экспресс-тестирования, настаивает Миронов.
Во фракции «Новые люди» мнения по поводу QR-кодов разделились, рассказала Сардана Авксентьева. И это нормально в свободном обществе. «А если сегодня мы своими правами и свободами пожертвуем, есть риск, что мы их уже не вернем», — считает депутат. Большинство во фракции считает, что новелла посягает на право на жизнь и свободу передвижения. Как только законопроект примут, регионы начнут вводить ограничения, «выслуживаясь перед Москвой», считает Авксентьева.
Необъяснимо, что при современном уровне медицины люди не доверяют врачам и их экспертным заключениям, полагает Дмитрий Хубезов из «Единой России». Если люди почему-то не хотят слушать призывов к вакцинации, есть путь — введение QR-кодов. Опыт других стран уже показал его эффективность. Хубезов сравнил пандемию с войной, а прививки — с мобилизацией в тылу. «Единственное, что нам сейчас нужно, — это исполнительность и дисциплинированность. Это полностью противоречит тому, за что мы всегда ратовали и чем гордились, но крайность ситуации такова», — заявил депутат.