Главные новеллы законопроекта:
- Число типов ОЭЗ сокращается до трех: промышленно-производственные объединяются с технико-внедренческими и получаются промышленно-технологические. Остаются туристско-рекреационные и портовые зоны.
- Система управления зоной будет прописана в едином документе — соглашении о создании и управлении ОЭЗ между Минэкономразвития, региональным муниципалитетом и управляющей компанией. В соглашении определяются границы, обязательства по финансированию объектов инфраструктуры, перспективный план развития, KPI и полномочия всех сторон.
- Расширять зону можно только после того, как будут загружены более 50% инфраструктурных мощностей и (или) занято более 50% общей площади земельных участков ОЭЗ. Для этого необходимо подать обоснованную заявку в Минэк с перспективным планом развития, обустройства и проекта планировки территории ОЭЗ.
- Если деятельность ОЭЗ будет признана неэффективной пять лет подряд, ее можно ликвидировать. Оценка эффективности начинается через два года после создания зоны. Порядок оценки эффективности определит правительство в своем постановлении. Она будет зависеть от срока работы ОЭЗ, отрасли. С первого по третий год основной упор делается на эффективность создания инфраструктуры, с четвертого по шестой — эффективность деятельности резидентов (вложенные инвестиции, созданные рабочие места и подобное), с седьмого года и далее — бюджетная эффективность.
- Финансирование особых экономических зон не подразумевает докапитализацию АО «Особые экономические зоны».
- Статус резидента ОЭЗ упрощается. Вместо бизнес-плана достаточно паспорта инвестиционного проекта; срок заключения соглашений о ведении деятельности в ОЭЗ сокращается до 15 рабочих дней; не будет наблюдательного и экспертного советов ОЭЗ; соглашение о ведении деятельности заключается напрямую с субъектом федерации или управляющей компанией, если им будут переданы такие полномочия.
- Опубликование сведений о свободных земельных участках, об объектах инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ, о загруженности построенных объектов.
- Возможность выкупа резидентом ОЭЗ арендуемого земельного участка по заниженной стоимости только в случае выполнения условий соглашения об осуществлении деятельности. В частности, резиденты ОЭЗ обязуются осуществить определенный объем капитальных вложений за определенный период.
- Упрощенный порядок ОЭЗ на территории Северо-Кавказского федерального округа, подобный действующему на Дальнем Востоке.
- Возможность передачи в залог прав аренды земельных участков и возводимых на них объектов недвижимости по кредитам российских банков с письменного согласия Минэкономразвития.
- Подготовка постановления правительства, который определит исчерпывающие критерии создания ОЭЗ; порядок подготовки решения правительства и прочее.