ПРАВО.ru
Практика
22 марта 2022, 15:44

ВС разобрался в порядке снятия ареста с транспорта

На автомобиль, принадлежащий лизинговой компании, действовали ограничения, наложенные еще при предыдущей собственнице-лизингополучательнице. Ей удалось добиться снятия арестов, но подмосковное управление МВД в Верховном суде доказало, что не сможет исполнить решение и снять ограничения.

Компания «Каркаде» продала обществу «Волгоград Спецмашины» в лизинг автомобиль BMW X6M. Потом лизингодатель расторг договор в одностороннем порядке, потому что получатель не платил. Но еще когда автомобиль принадлежал «Волгоград Спецмашины», судебные приставы наложили на него запрет регистрационных действий. Поэтому «Каркаде» попытался снять арест в судебном порядке (дело № А40-63307/2020).

ВС признал действительными обеспечительные сделки банкрота

Суды пришли к выводу, что в данном случае из-за принятых судебными приставами-исполнителями запретов лизинговая компания не может предложить свой автомобиль к продаже или передать его в последующий лизинг, поскольку покупатель не сможет зарегистрировать автомобиль на свое имя. «Каркаде» терпит убытки, сопряженные с утерей товарной стоимости транспортного средства, хранением, страхованием и обслуживанием транспортного средства. Поэтому суд освободил автомобиль от всех запретов регистрационных действий.

Но ГУ МВД по Московской области, которое обязали снять запреты, обратилось в Верховный суд. Заявитель настаивает, что не может исполнить решение суда, потому что полиция не вправе снимать ограничения, наложенные судебными приставами.

Экономколлегия проверила доводы жалобы и отменила решения нижестоящих судов. В мотивировочной части определения судьи объяснили, что, когда спор о праве на вещь отсутствует, собственник вправе оспорить акты судебного пристава-исполнителя, которым был наложен арест.

Кроме того, ВС признал ошибочным вывод, что для успешной продажи автомобиля необходимо сначала зарегистрировать его. В законодательстве нет нормы, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета.

Спор вернули на новое рассмотрение в суд первой инстанции.