Президент России Владимир Путин 8 сентября подписал указ № 618, который устанавливает особый порядок проведения сделок с долями в российских ООО. Согласно документу, сделки с долями ООО с участием резидентов недружественных стран могут совершаться на основании разрешений правительственной комиссии.
Это касается операций, которые влекут прямое или косвенное установление, изменение или прекращение прав владения, пользования или распоряжения долями. Новый порядок не затронет сделки в топливно-энергетической и финансовой сферах. Теперь ООО смогут не раскрывать данные о своей работе совладельцам из недружественных стран. Это затронет компании, доля в которых принадлежит стратегическим предприятиям РФ. Еще глава государства разрешил оказавшимся в санкционных списках банкам выполнять обязательства по валютным депозитам российских компаний в рублях по курсу ЦБ на день исполнения этих обязательств.
Ранее Путин своим указом запретил проводить сделки с акциями и долями стратегических предприятий, компаний топливно-энергетического комплекса и кредитными организациями, перечень которых будет утверждать глава государства по представлению Центробанка. Запрет будет действовать до конца 2022 года, но может быть продлен.
Мнение юристов
Партнер Арташес Оганов отмечает, что похожие ограничения уже несколько месяцев действуют для сделок в отношении акций и объектов недвижимости с участием нерезидентов из недружественных стран.
Власти пытаются установить контроль за выходом иностранных инвесторов с российского рынка. Согласие правкомиссии — инструмент, который позволяет заблокировать уход иностранного инвестора или потребовать, чтобы сделка совершалась на выгодных для российской стороны условиях и без ущерба экономике.
По мнению эксперта, принятие указа приведет к тому, что сроки совершения готовящихся сейчас сделок увеличатся на срок рассмотрения заявления о выдаче согласия правкомиссией, который может превышать 1–2 месяца. Кого-то из иностранных инвесторов этот новый механизм контроля может напугать и заставить отказаться от продажи, а кому-то правкомиссия просто не даст согласия на сделку, добавляет Оганов. «Сделки с долями ООО оставались на практике единственной лазейкой для иностранных инвесторов, которые хотели продать свой бизнес в России (кроме совершения сделок через иностранные юрисдикции), но теперь государство, по сути, вводит ручное управление и в отношении такого типа сделок», — отмечает юрист.
Партнер Никита Бутенко считает, что введенное регулирование в части сделок с долями представляется избыточным и в конечном счете вредным для оборота: «В последнее время нам приходилось участвовать в сделках, направленных на выход иностранных компаний. Часто продажа компании менеджменту или третьим лицам позволяет сохранить рабочие места и бизнес в целом, что позитивно для оборота». Эксперт обратил внимание, что указ вступает в силу до утверждения правительством порядка его реализации. А еще отсутствуют четкие критерии получения согласований. По мнению Бутенко, все это вносит неопределенность в гражданский оборот.
Мы не исключаем, что многие игроки вместо продажи теперь выберут ликвидацию или заморозку бизнеса. В усложняющейся экономической ситуации любые ограничительные меры только усугубляют ситуацию.
Пункт о подсанкционных банках можно рассматривать в качестве дальнейшей меры по дедолларизации российской экономики, полагает партнер и глава практики банковского права и финансирования Константин Баранов: «В условиях, когда таким банкам закрыт доступ на западные финансовые рынки, государство дало им возможность рассчитываться по валютным вкладам с компаниями-резидентами в рублях».