ПРАВО.ru
Практика
15 июня 2023, 15:00

ЦБ рассказал, как планирует бороться с банковским мошенничеством

Регулятор присмотрится к качеству проверки банками подозрительных переводов, улучшит обмен информацией с МВД и разработает требования к банковским сотрудникам, отвечающим за безопасность персональных данных.

Центральный банк подготовил стратегию противодействия банковским мошенникам. Регулятор привел статистику: в 2022 году объем краж с банковских счетов вырос на 4,2% по сравнению с 2021-м и достиг 14 165,44 млн руб. Это связано с развитием дистанционных платежных и финансовых сервисов и увеличением почти на 40% объема переводов электронных денег, объяснил ЦБ. Банкам удалось снизить число мошеннических операций на 15,3% по сравнению с 2021-м, но доля краж в результате манипулирования людьми все равно растет. Меры по противодействию ЦБ изложил в «Основных направлениях развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на 2023–2025 годы», опубликованных на сайте регулятора.

Центробанк планирует улучшать механизмы сохранения и возврата денег. Для этого предлагается ограничить удаленный доступ к электронным деньгам, повысить качество работы банковских систем для проверки подозрительных переводов (антифрод-процедур) и снизить риски клиентских манипуляций при возврате средств. Регулятор также планирует улучшать обмен с МВД сведениями из базы данных о мошеннических действиях со счетами и развивать каналы юридически значимых обращений в адрес правоохранителей. Регулятор подчеркивает, что это поможет расследовать кражи быстрее.

«Похищенный» номер и списанные деньги: как защититься от телефонных мошенников

В рамках взаимодействия банков и операторов связи планируется использовать специальные сервисы: определители номера телефона или приложения, которые уведомляют клиентов о мошеннических признаках у перевода. Еще ЦБ предлагает привлекать к персональной ответственности сотрудников финансовой сферы, которые отвечают за безопасность и защиту банковской тайны. Для этого нужно закрепить в нормативных документах требования к деловой репутации и квалификации таких работников. Это важно для предотвращения утечек персональных данных, отметил регулятор. Отдельно в документе сказано об идентификации клиентов микрофинансовых компаний и проведении ими антифрод-процедур.

Центробанк отметил, что планирует более тщательно анализировать новости, чтобы оценивать их влияние на банки и их клиентов. Для этого регулятор будет собирать и изучать информацию из СМИ, соцсетей и мессенджеров. В ЦБ считают, что это поможет быстрее выявлять тенденции в финансовой сфере и прогнозировать поведение людей.