ПРАВО.ru
Практика
11 сентября 2023, 14:05

Президиум СИП отправил на пересмотр дело о бренде московского метро

Весной Роспатент обязали рассмотреть заявку на регистрацию товарного знака в виде скругленной дуги. Сначала ведомство отклонило ее, ведь простая фигура не может ассоциироваться у людей с метро. Теперь и Президиум СИП усомнился в аргументах метрополитена.

Осенью 2022 года Роспатент отказал «Московскому метрополитену» в регистрации товарного знака. Метрополитен обжаловал отказ в Суде по интеллектуальным правам, который встал на сторону заявителя и обязал патентное ведомство повторно рассмотреть возражение на отказ в регистрации бренда (дело № СИП-1154/2022). Роспатент с этим не согласился и подал жалобу в Президиум СИП. Как следует из карточки дела, суд удовлетворил кассационную жалобу, отменил решение СИП и отправил дело на новое рассмотрение другим составом суда.

Спор возник после того, как в августе 2020 года метрополитен решил зарегистрировать свой товарный знак — изображение в виде широкой изогнутой дуги черного цвета с закругленным и срезанным краями. Заявитель собирался использовать обозначение на вывесках, автоматах для продажи билетов, автобусах и железнодорожных вагонах, сувенирной продукции.

Роспатент отказал в регистрации на основании п. 1 ст. 1483 ГК и указал, что изображение простой геометрической фигуры — дуги — не обладает различительной способностью, то есть не помогает потребителям отличать продукцию метрополитена от однородной продукции других правообладателей. Значит, оно будет только путать людей. При этом саму дугу нельзя отличить от любой другой изогнутой линии черного цвета.

АСГМ принял иск московского метро к «Парламентской газете»

Заявитель возразил: изображение продолжает серию его товарных знаков, и раз этот элемент в комплексе с другими обозначениями обладает охраноспособностью, то есть соответствует всем критериям для регистрации в госреестре, то и в отдельном виде его тоже можно зарегистрировать. Метрополитен напомнил, что просит зарегистрировать не просто изображение дуги, а сложное обозначение, которое состоит из точки, луча, линий, угла и фигур. Заявитель также сослался на результаты соцопроса 1002 потребителей из Москвы и Московской области. Они подтвердили, что их внимание привлекает именно изображение дуги, которые объединяет все обозначения в целую серию товарных знаков.

Роспатент не согласился с этими доводами. Он указал на недостатки соцопроса (малое число опрошенных, ограниченная территория) и подчеркнул, что исследование не подтверждает известность и популярность знака у среднего потребителя и ассоциацию его именно с московским метро. СИП отклонил эти доводы, согласился с метрополитеном и, изучив заключение специалиста и практику регистрации Роспатентом товарных знаков в виде дуги, отменил решение Роспатента. Мотивировочная часть постановления Президиума СИП, который не нашел оснований для удовлетворения иска, пока не опубликована.