ПРАВО.ru
Практика
15 сентября 2023, 14:41

ВС отнес мессенджеры к инструментам киберпреступлений

На примере дела об онлайн-магазине для продажи запрещенных веществ Верховный суд объяснил, как переписка в мессенджерах становится отягчающим обстоятельством по делу.

В 2022 году ВС Республики Башкортостан вынес приговор двум фигурантам уголовного дела о сбыте и покушении на сбыт наркотиков организованной группой в особо крупном размере , в том числе через интернет. Апелляция оставила приговор в силе. Осужденные подали жалобы в Верховный суд и попросили смягчить наказание (дело № 49-УД23-21-А4).

Один из них не согласился с отягчающим признаком преступления — использованием интернета при сбыте запрещенных веществ. Он настаивал, что пользовался мессенджером «Телеграм» на телефоне только для общения с коллегами и близкими, но не для совершения преступления. Фигурант попросил исключить этот отягчающий признак из квалификации и смягчить ему приговор.

Коллегия по уголовным делам отклонила кассационные жалобы и оставила приговор без изменения. ВС установил, что по делу проводили экспертизу смартфонов и ноутбука фигурантов, на которых был установлен «Телеграм». В нем создали отдельный аккаунт с папками, в которых хранились изображения карт с тайниками-«закладками» наркотиков, самих запрещенных веществ, онлайн-магазина для торговли наркотиками, а также их реклама и информация о трудоустройстве «закладчиков».

Доказать по-новому: семь дел, где помогли соцсети и мессенджеры

Из переписки в мессенджере следовало, что один из осужденных был куратором онлайн-магазина для торговли наркотиками. Это подтвердил допрос силовика, который в рамках оперативных мероприятий переписывался с «продавцами». Но после задержания фигурантов на его сообщения больше никто не отвечал.

Коллегия сделала вывод, что осужденные зарегистрировались в мессенджере и создали учетную запись, с помощью которой передавали данные о местах нахождения закладок запрещенных веществ. Все это прямо указывает на использование ими при сбыте наркотиков информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета. Поэтому действия осужденных квалифицировали верно, и оснований для отмены приговора нет, заключил ВС.