Жилищный комитет правительства Санкт-Петербурга опубликовал на сайте извещение о продаже жилого помещения на торгах. Условия торгов предусматривали обязательное заключение договора о задатке. УФАС по Санкт-Петербургу по жалобе местного жителя усмотрела в этом нарушение конкуренции.
Суды этот вывод поддержали (дело № А56-9956/2022). «Устанавливая требование об обязательном заключении договора о задатке, организатор торгов создал необоснованные препятствия потенциальным покупателям к участию в спорных торгах», — согласились три инстанции.
Комитет в жалобе в Верховный суд настаивал: условие о заключении договора о задатке в письменной форме предусмотрено нормами действующего законодательства и не может считаться административным барьером для участия в торгах.
Экономколлегия с этим согласилась. «Установленные комитетом требования, связанные с заключением договора о задатке в письменном виде, основаны на положениях действующего гражданского законодательства и в равной мере применимы ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению участников по причинам, не связанным с обеспечением потребностей заказчика», – подчеркнули судьи ВС.
С учетом этого ВС признал недействительным решение антимонопольного органа.