Центральный банк разместил доклад о подходах к регулированию дистанционных каналов продаж для защиты прав потребителей финансовых услуг. Ведомство предлагает установить правила взаимодействия финорганизаций с потребителями при оказании услуг в онлайн-формате.
Регулятор проанализировал такие продажи в банках и микрофинансовых организациях, провел опрос потребителей о степени удовлетворенности дистанционным процессом оформления кредитов, займов и вкладов, а еще изучил зарубежный опыт. По результатам анализа ЦБ решил, что права клиента защищены не в полной мере и подготовил предложения:
- запретить кредиторам установление любых отметок (например, галочек), которыми выражается воля потребителя;
- запретить в договорах займа предзаполнение таких параметров, как сумма, срок, информация о доходе заемщика, в соответствующей заявке;
- обеспечить клиента полной информацией о ставке, указывая ее единообразным способом для всех продуктов:
- запретить формулировки в договоре, которые могут ввести клиента в заблуждение;
- дать потребителю возможность получить распечатанную версию кредитного договора после его заключения и доступ ко всем необходимым документам при оформлении, размещая прямую ссылку на них;
- исключить психологическое воздействие на потребителя при заключении договора;
- позволить клиенту отказываться от допуслуг и выбирать способ их оплаты.
Центральный банк ожидает предложения и комментарии к докладу до 31 января 2024 года включительно.