Росфинмониторинг включил трех адвокатов оппозиционера Алексея Навального — Игоря Сергунина, Вадима Кобзева и Алексея Липцера — в перечень экстремистов и террористов. О причинах принятия такого решения не сообщается.
В октябре у юристов провели обыски по уголовному делу об участии в экстремистском сообществе (ч. 2 ст. 282.1 УК), а потом их арестовали. Все трое адвокатов защищали интересы Навального в рамках уголовных дел против него. Как сообщает «Коммерсант», следствие полагает, что юристы в течение двух лет передавали оппозиционеру данные о действиях соратников в России и за границей, а им — указания от него.
На задержание юристов отреагировали в Федеральной палате адвокатов. Председатель комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов Генри Резник предупредил, что у адвокатов нет иммунитета от привлечения к уголовной ответственности, и пояснил, что формальные требования УПК при задержании были соблюдены: Адвокатскую палату Москвы уведомили о произошедшем, а представители присутствовали при обыске. Резник также заверил, что юристам обеспечат профессиональную защиту. ФПА также призывала адвокатов не участвовать в трехдневной забастовке по поводу задержания юристов Навального, присоединиться к которой сообществу предложила группа российских адвокатов.
Сам Навальный отбывает 19-летний срок лишения свободы в колонии особого режима. 4 августа его признали виновным по шести статьям:
- создание экстремистского сообщества и участие в нем (ч. 3 ст. 282.1 УК);
- публичные призывы к экстремизму (ч. 1 и 2 ст. 280 УК);
- реабилитация нацизма (ч. 3 ст. 354.1 УК);
- создание некоммерческой организации, посягающей на права граждан (ч. 2 ст. 151.2 УК);
- финансирование экстремизма (ч. 2 ст. 282.3 УК);
- вовлечение несовершеннолетних в совершение опасных действий (ч. 2 ст. 151.2 УК).