Новое постановление упорядочивает правила применения ст. 82 УК («Отсрочка отбывания наказания») и ст. 82.1 УК («Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией»). В первом случае отсрочку могут предоставить беременной женщине, матери или отцу-одиночке ребенка до 14 лет. Во второй ситуации речь об осужденных, которых впервые лишили свободы за преступления по составам, касающимся наркотиков (ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК). При этом отсрочку ему могут дать, если он болен наркоманией и сам захотел вылечиться, пройти медицинскую и социальную реабилитацию.
Впервые проект постановления представили месяц назад. Мы сделали подробный обзор его положений — «Пленум ВС объяснит, как применять отсрочку отбывания наказания».
К повторному рассмотрению ВС определился со спорными моментами, которые обсуждались в конце ноября.
Так, при применении нормы об отсрочке под тяжкими и особо тяжкими преступлениями против личности договорились понимать деяния из раздела 7 УК («Преступления против личности»). Альтернативой было не применять отсрочку для преступлений, в которых личность считается как основным, так и дополнительным объектом посягательства. Но от этого отказались.
В финальной версии документа закрепили положение о том, что может быть отсрочено отбывание и основного наказания, и дополнительного наказания наряду с ним. «При решении вопроса о возможности отсрочки отбывания дополнительного наказания судам надлежит учитывать материальное положение осужденного, возможности получения им заработной платы или иного дохода, специфику профессиональной деятельности и другие обстоятельства», — подчеркивает Пленум.
ВС также разрешил применять отсрочку в ситуации, когда осужденный по совокупности преступлений или приговоров получил больше пяти лет лишения свободы.
В остальном первоначальная редакция постановления принята без сущностных изменений.