Адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов направил председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину ходатайство об отводе следователя и изменении территориальной подследственности по уголовному делу, возбужденному в связи с нападением на него и журналистку Елену Милашину. Об этом сообщает «Адвокатская газета».
Нападение на адвоката Немова и журналистку «Новой газеты» Милашину произошло 4 июля. Они прилетели в Грозный на оглашение приговора Зареме Мусаевой — жене бывшего судьи Чечни Сайди Янгулбаева. Ее обвиняли в нападении на представителя власти (ч. 2 ст. 318 УК). Немов — адвокат Мусаевой. В итоге его доверительницу приговорили к пяти с половиной годам в колонии общего режима. В ноябре Верховный суд Чечни снизил ей наказание на полгода с учетом состояния здоровья осужденной. Позже ей отказали в УДО.
Возле аэропорта Грозного путь такси, на котором ехали журналист и адвокат, перекрыли три машины. После этого нападавшие избили Немова и Милашину. Спустя почти два дня СК возбудил уголовное дело по статьям об умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести (ч. 2 ст. 112 УК) и умышленном причинении легкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 115 УК).
31 июля следователи возбудили еще несколько уголовных дел, связанных с незаконным лишением свободы (п. «а» ч. 2 ст. 127 УК), разбоем (ч. 2 ст. 162 УК), неправомерным завладением транспортным средством (п. «а», «в» ч. 2 ст. 166 УК), угрозой убийства в отношении защитника (ч. 4 ст. 296 УК) и уничтожением документов (ч. 1 ст. 325 УК).
По мнению Немова, посещение им и Милошиной Чечни представляет опасность для жизни. Потерпевшим предстоит участвовать в следственных действиях на территории республики, но следователь не сможет обеспечить их безопасность. Никакие меры, направленные на защиту их жизни, госорганами до сих пор не принимались. Кроме того, адвокат полагает, что следователи управления СК по Чеченской Республике не заинтересованы в раскрытии преступления и подлежат отводу.
Немов указал в ходатайстве, что УПК допускает возможность изменения территориальной подсудности дела в исключительных случаях, когда обычными уголовно-процессуальными средствами невозможно обеспечить безопасность участников и достигнуть целей уголовного судопроизводства.