ПРАВО.ru
Процесс
31 января 2024, 13:45

ЦБ рассказал о возмещении клиентам банков украденных средств

С 25 июля банки начнут нести финансовую ответственность за мошеннические переводы средств со счетов их клиентов. Если человек не знал о переводе или не давал на него согласия, а его средства все же перевели злоумышленнику, банки должны будут компенсировать сумму транзакции. В Центробанке рассказали, как это будет работать.

За девять месяцев 2023 года банкам удалось отразить более 20 млн руб. попыток похитить деньги со счетов их клиентов и спасти тем самым от кражи 3,3 трлн руб. Но скоро они должны будут компенсировать средства, которые мошенникам все же удалось вывести. Об этом «Известиям» рассказал заместитель председателя Центрального банка Герман Зубарев. 

В июле президент подписал закон, который обязывает банки проверять подозрительные транзакции и приостанавливать явно мошеннические операции между счетами физлиц, даже если имеется согласие клиента. Кредитные организации смогут замораживать такие операции на два дня. Как объяснял автор законопроекта, в этот период клиент обычно осознает, что деньги перечисляются мошеннику. Если средства все же переведут, клиенту возместят сумму операции, о которой он не знал и которую совершили без его добровольного согласия. Новый механизм начнет работать с 25 июля 2023-го. 

Юристы оценили законы о новых обязанностях банков

Зубарев уверен: массовых блокировок и задержек переводов банками из-за опасений финансовой ответственности не будет, поскольку закон устанавливает четкие основания для приостановки транзакции. Первое такое основание — когда финорганизация видит, что операция подпадает под признаки мошенничества. Например, когда клиент начинает совершать нетипичные транзакции — крупные переводы в ночное время, в том числе с нового устройства. В таком случае банк может уточнить у клиента, он ли совершает перевод и добровольно ли он это делает. Если отправитель настаивает на переводе, то банк обязан исполнить транзакцию, говорит Зубарев.

Второй случай касается ситуаций, при которых счет получателя платежа находится в базе Центробанка. В такой ситуации кредитная организация должна на два дня приостановить перевод, даже если клиент настаивает на исполнении транзакции. Если по истечении двух дней человек не отменил перевод на тот же мошеннический счет, то банк обязан исполнить поручение, но тогда он освобождается от финансовой ответственности, уточнил зампред ЦБ.

Как рассказал Зубарев, под механизм компенсаций не подпадут ситуации, при которых человек добровольно переводит деньги мошенникам. Новые правила касаются лишь хищения средств без участия клиента, то есть ситуаций, когда он не давал мошенникам доступ к своим деньгам: не сообщал данные карты, коды из смс, логин или пароль. Но многие мошеннические операции происходят с использованием социальной инженерии, и похищенные таким способом средства клиентам не компенсируют. «Мы не делаем прогнозов по росту доли возмещений, — добавил Зубарев. — Наша задача — не увеличить компенсации, а мотивировать банки перестроить свою работу таким образом, чтобы успешных хищений практически не было».