Семнадцатый арбитражный апелляционный суд вернул апелляционную жалобу Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК) по спору с Генеральной прокуратурой об истребовании акций у собственников завода в пользу государства (дело № А60-5228/2024). Причины принятого решения пока неизвестны.
Первая инстанция по заявлению ведомства арестовала все движимое имущество предприятий, включая деньги. Это не касается средств, которые нужны для расчетов с контрагентами по договорам, в том числе кредитным, выплат сотрудникам и уплаты налогов. Также суд арестовал истребуемые акции, запретил органам управления заводов выплачивать дивиденды, распределять прибыль и заключать сделки, направленные на вывод денег. Расторгать трудовые договоры с работниками и вносить любые изменения в реестры акционеров предприятий теперь тоже нельзя.
5 февраля АС Свердловской области зарегистрировал иск Генпрокуратуры к компании «Эталон» — материнской компании промышленной группы ЧЭМК — и к двум гражданам: Людмиле и Юрию Антиповым. Генпрокуратура аргументирует требования тем, что предприятие незаконно передано в частную собственность. Как считает истец, проведенная более 30 лет назад приватизация этих заводов, которые относятся к военно-промышленному комплексу (ВПК), прошла с нарушениями, ведь правительство не давало разрешения на сделку. В итоге ответчики в 1990-е годы якобы незаконно завладели госпредприятиями.
В группе ЧЭМК утверждают, что предприятия не входят в ВПК, а поставляют ферросплавы металлургическим предприятиям — ММК, НЛМК, «Северстали» и другим, а уже они отправляют сталь оборонным заводам. Там добавили, что такую же схему приватизации, как на трех заводах, использовали «абсолютно во всех регионах России со всеми промышленными предприятиями», но «ошибки» выявлены спустя 32 года только у Серовского завода ферросплавов, Челябинского электрометаллургического комбината и «Кузнецких ферросплавов».
В последние годы власти активно забирают крупные предприятия у частных собственников, объясняя это ошибками приватизации 1990-х годов (подробнее — в статьях «Кассация согласилась забрать бизнес в пользу властей без компенсации» и «Как устроена деприватизация и кому она угрожает»).