Профильная Ассоциация промышленного майнинга (АПМ) раскритиковала законопроект о майнинге, пишет Forbes. Первая версия документа поступила Госдуму еще в 2022 году. Тогда, согласно законопроекту, требования к майнерам должны были определять правительство и Центробанк. Новелла переводила деятельность майнеров в сферу налогового контроля.
В апреле депутаты подготовили новую версию поправок. Согласно им, осуществлять майнинг смогут только российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в специальный реестр. Документ запрещает организацию обращения криптовалют в РФ с исключением для майнеров цифровых валют и тестовых проектов ЦБ. Кроме того, новая редакция законопроекта о регулировании майнинга запрещает рекламу цифровых валют.
Главная претензия ассоциации — запрет на работу иностранных компаний в РФ. В АПМ указывают, что в отрасли много зарубежных инвесторов и, если не прописать в законе порядок их работы, майнинг лишится финансирования. Кроме того, оборудование для добычи криптовалюты, как правило, тоже иностранного производства — из Китая либо стран Персидского залива. Организация предлагает разрешить участие в майнинге иностранным лицам из дружественных стран, например, путем включения в специальный реестр.
Еще одно замечание АПМ — право правительства запрещать майнинг в отдельных регионах по своему усмотрению. В организации считают, что произвольный запрет деятельности негативно повлияет на привлечение инвестиций, при этом в законе не описан механизм компенсации убытков на случай, если кабмин так решит. Правовая неопределенность плохо влияет и на бюджеты регионов, где ранее реализовывались инвестпроекты в сфере промышленного майнинга. В АПМ уточнили, что наиболее вероятный исход такого допущения — судебные споры с правительством. Есть даже риск, что они дойдут до Конституционного суда, который много раз указывал: введение ограничений допускается при обоснованной и соразмерной компенсации убытков за счет средств бюджета.
Законопроект включили в примерную программу работы Госдумы на июнь. Дата рассмотрения нижней палатой пока не определена.