ПРАВО.ru
Процесс
21 июня 2024, 11:11

Кабмин смягчает требование о продаже валютной выручки

Теперь крупнейшие экспортеры должны зачислять на счета не меньше 60% иностранной валюты, а раньше — не менее 80%.

Правительство смягчило требование об обязательной репатриации валютной выручки крупнейшими российскими экспортерами. Такое сообщение опубликовано на сайте кабмина.

Теперь они должны зачислять на счета в уполномоченных банках не меньше 60% иностранной валюты, полученной по внешнеторговым контрактам. Раньше этот порог составлял 80%. Решение принято с учетом стабилизации курса нацвалюты и достижения достаточного уровня валютной ликвидности, пояснил кабмин. Документ опубликуют позднее.

В апреле правительство продлило требование о продаже валютной выручки до 30 апреля 2025-го. Этим же постановлением для 43 компаний-экспортеров из закрытого перечня увеличили срок для зачисления денег на счета с 90 до 120 дней. Вскоре глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин сообщил, что бизнесмены не ждут от властей отмены механизма, но просят его доработать. Например, скорректировать конкретные условия обязательной продажи валютной выручки: сроки, нагрузку из-за двойной конвертации валют. Бизнес находится под ограничениями и это нужно учитывать в механизме, включая угрозу вторичных санкций, указал глава РСПП.

Бизнес просит смягчить обязательную продажу валютной выручки

Обязательную продажу валютной выручки экспортерами Владимир Путин вернул в октябре 2023 года. Указывалось, что мера будет носить временный характер и коснется лишь 43 компаний-экспортеров, которые относятся к отраслям топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности и зернового хозяйства. Список этих компаний не публиковался. В кабмине ожидали, что президентский указ снизит возможности для валютных спекуляций и создаст «долговременные условия для повышения прозрачности и предсказуемости валютного рынка». 

Действие президентского указа заканчивалось в конце апреля. Кабмин и администрация главы государства считали, что его нужно продлить, а против этого выступал Центральный банк. По мнению вице-премьера Андрея Белоусова, меры оказались эффективными: дали возможность покрыть дефицит валюты, необходимой импортерам для сохранения поставок продукции в Россию, и стабилизировали валютный курс. А председатель ЦБ Эльвира Набиуллина настаивала, что весомых оснований для продления меры не имеется и она не влияет значимо на стабилизацию курса рубля.

Сам Путин в декабре 2023 года обещал, что мера будет носить временный характер. «Курс у нас плавающий, зависит от рыночных условий, цен на экспортные товары, растущего спроса внутри страны. А он растет, — говорил президент. — Кстати говоря, указ, который был призван урегулировать ситуацию с валютой, конечно, сыграл свою роль».