Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма (SCC) разъяснил правила о платежах для российских компаний, которые подпали под санкции на основании регламентов ЕС № 833/2014 и № 269/2014. SCC указал, что регламент ЕС № 2022/1269 освобождает от санкционного регулирования операции, которые нужны для обеспечения доступа к судебному, административному или арбитражному разбирательству в государстве — члене Евросоюза. Это же правило применяется для признания или приведения в исполнение судебного или арбитражного решения, которое вынесли в стране ЕС. При этом подобные операции должны соответствовать регламентам № 833/2014 и № 269/2014.
Такие разъяснения арбитражный институт публикует не впервые. Были другие подобные пресс-релизы, в которых SCC информировал, что санкции ЕС никак не влияют на право подсанкционного лица получить справедливое разбирательство в третейском суде, напомнил Арам Григорян, партнер и адвокат Таким образом SCC оглашает то, что естественно следует из исключений из санкционных режимов, указал Степан Султанов, руководитель практики международного арбитража Но радует, что форум еще раз публично подтвердил готовность быть независимой и беспристрастной площадкой для разрешения споров, продолжает юрист.
Регламент № 833/2014 вводит секторальные санкции и экспортные ограничения, запреты на финансовые операции и инвестиции, транслирование российских СМИ и их рекламу, выдачу «золотых» паспортов.
Регламент № 269/2014 нацелен на введение персональных санкций и заморозку активов.
На основании ст. 5аа 3. (g) регламента ЕС № 833/2014 есть исключения из секторальных санкций, и они нужны, чтобы дать доступ к правосудию. Эта норма относится:
- к компаниям с участием государства больше чем на 50%;
- «дочкам» подсанкционных лиц;
- тем, кто действует от имени или по указанию этих двух категорий.
Стокгольмский арбитраж отметил, что он будет получать и распределять арбитражные сборы от подсанкционных лиц, но предупредил, что не сможет вернуть переплату по депозиту, потому что ст. 5aa 1.(a) регламента № 833/2014 запрещает такие операции. Компании, в отношении которых ввели ограничения, смогут получить средства только после снятия санкций. Это важное разъяснение SCC, считает Григорян. Вероятно, этот вопрос возник в практике в ряде дел, а форум решил его прокомментировать, предположил адвокат.

Со стороны SCC это правильное утверждение. Европейские лица не могут заключать и исполнять сделки и операции, которые приводят к выгоде подсанкционного лица. Более того, они обязаны заморозить его средства до отмены санкций.
С учетом этого форум пообещал точнее рассчитывать нужные суммы. Такую позицию арбитражного суда тоже можно понять, считает Султанов.

Это поиск золотой середины, что в текущих условиях не может не радовать.
При этом юристы считают, что разъяснение Стокгольмского арбитражного центра никак не повлияет на его привлекательность для российских компаний. Такую точку зрения высказал Султанов, а Григорян добавил, что это не создает никаких преимуществ SCC, поэтому не стоит ожидать увеличения количества дел.