Компания «Технологии Доверия» опубликовала полный отчет о результатах ежегодного исследования «Бенчмаркинг юридической функции», которое на протяжении 11 лет фиксирует ключевые тенденции в работе юридических департаментов.
Основные выводы исследования Технологии Доверия :
Наблюдается рост значимости руководителей юридической функции в компаниях. В сравнении с исследованием 2024 года доля руководителей юридических функций, находящихся под прямым руководством первого лица компании, значительно увеличилась и составила 79%, что говорит о растущей ценности юридической функции как ключевого бизнес-партнера и фактора устойчивости организации.
Юридические департаменты продолжают работать в условиях непрерывного роста объема задач. По сравнению с аномальными 2022–2023 годами давление на команды показывает небольшое снижение (–13% к прошлому году). Тем не менее 8% респондентов отметили продолжающееся увеличение объема работы по сравнению с прошлым годом.
Рекордная нагрузка требует новых операционных моделей. Несмотря на растущую нагрузку, команды демонстрируют высокую устойчивость и профессионализм. В среднем процент удовлетворенности внутренних клиентов качеством работы юридического департамента составляет 87%. При этом потенциал линейного наращивания штатной численности юристов, по-видимому, близок к пределу. Ограниченность ресурсов делает ставку на расширение команд все менее устойчивой стратегией. На первый план выходят инструменты оптимизации и автоматизации процессов — их значимость продолжает расти и становится критическим условием повышения операционной эффективности юридических департаментов.
Оптимизация и автоматизация — стратегические стандарты, ограниченные бюджетами. Шестой год подряд оптимизация и автоматизация занимают лидирующие позиции в стратегических планах юридических руководителей. Более 40% респондентов рассчитывают снизить расходы за счет цифровизации и совершенствования процессов. Однако на практике большинство команд сталкивается с существенным финансовым ограничением: 62% респондентов указывают нехватку бюджета как главный барьер для развития против 36% годом ранее. Фактически объем доступного финансирования остается небольшим, превращаясь в основной стоп-фактор для технологических инициатив.


Лидерами среди направлений автоматизации остаются системы электронного документооборота, контрактный менеджмент и учет судебных дел. Также, судя по результатам опроса, компании готовы инвестировать в системы учета и управления задачами, автоматического распознавания и анализа документов, учета времени юристов и в автоматизированные системы корпоративного учета.

При использовании инструментов автоматизации компании отмечают такие болевые точки, как несвязанность инструментов между собой (62%), недостаточность IT-поддержки (29%), обеспечение безопасности данных (24%).
Среди наиболее важных критериев при выборе того или иного решения компании отмечают функции, стоимость и поддержку провайдера при интеграции решения.
Искусственный интеллект: первые шаги. Объем использования ИИ-инструментов вырос почти вдвое (до 49%). Однако применение пока остается несистемным: юристы преимущественно опираются на общедоступные решения, а интеграция ИИ-инструментов в операционные процессы только начинается. ИИ используется юристами в основном для помощи при консультировании бизнеса, в судебной работе, в работе с договорами. При этом лишь 22% департаментов инвестировали в ИИ, и в большинстве случаев бюджеты не превышали 5 млн руб.

Интерес к ИИ и планы по использованию продолжают расти. 56% компаний планируют приобретать, разрабатывать или обновлять инструменты, основанные на применении ИИ, в ближайшие 12 месяцев или думают об этом. Еще 16% компаний допускают такую возможность. При этом 60% респондентов развивают у своих сотрудников навыки работы с ИИ.

Каждый год мы наблюдаем, как юридические департаменты в России адаптируются к новым вызовам и требованиям со стороны бизнеса. Нагрузка на юристов растет, и команды активнее включаются в процессы оптимизации и автоматизации — это два основных стратегических направления для развития юридических функций. На наших глазах в игру вступает искусственный интеллект — руководители департаментов готовы вкладывать средства в обучение основам работы с ИИ, но пока не направляют существенные бюджеты на внедрение кастомизированных решений. Это вопрос времени. На рынке появляются успешные кейсы, и ИИ становится надежным помощником для юристов.
Максим Кандыба, руководитель практики по оказанию услуг в области банковского и финансового права, банкротства, защиты персональных данных и повышения эффективности юридической функции (Legal Operations & LegalTech) Технологии Доверия

