Индивидуальный предприниматель Александр Новоселов оспорил в суде отказ Росимущества в выкупе арендуемого им нежилого помещения (дело № А38-194/2024). Ранее имущество принадлежало коммерческой организации, но суд обратил его в доход государства в связи с уголовным делом о коррупции. До вступления этого решения в силу прежний собственник заключил с Новоселовым договор аренды, после чего арендатор подал заявление о выкупе помещения. Он сослался на преимущественное право субъектов МСП по ФЗ № 159.
Росимущество отказало предпринимателю, указав, что имущество, изъятое по коррупционным делам, подлежит приватизации исключительно на торгах. Три инстанции с этим не согласились. Суды обязали ведомство продать помещение без проведения торгов.
Третье лицо по делу — другой арендатор спорного имущества — подал кассационную жалобу в Верховный суд. Заявитель указал, что суды неверно применили нормы ФЗ № 159, а Новоселов арендовал помещение не у государства, а у частной компании, и уже после того, как суд принял решение о конфискации.
Экономколлегия отменила принятые по делу судебные акты. ВС разъяснил, что право на выкуп без торгов возникает только у арендаторов государственного или муниципального имущества, которые используют помещение по назначению и вносят плату на условиях, установленных для публичного имущества. Иное толкование противоречит целям ФЗ № 159-ФЗ, направленного на адресную поддержку малого и среднего бизнеса.
Новоселов не участвовал в конкурентных процедурах при заключении договора аренды и фактически не использовал большую часть помещения, указал ВС. Кроме того, договор был заключен с частным лицом после принятия решения об изъятии имущества.
