Страховая компания требовала признать недействительным договор с жительницей Белгородской области, которая при его заключении не сообщила о ранее выявленных заболеваниях и о других действующих договорах личного страхования. Суд отказал в иске, посчитав, что основанием для присвоения ответчице инвалидности второй группы стал диагноз, установленный уже после заключения договора с истцом. При этом имевшиеся на тот момент заболевания не повлекли наступления страхового случая.
Апелляция отменила это решение, указав, что одновременное заключение нескольких договоров личного страхования по одним и тем же рискам говорит о злоупотреблении правом и нарушает ст. 928 ГК («Интересы, страхование которых не допускается»). Кассационная инстанция поддержала эти выводы.
Ответчик подала жалобу в Верховный суд, в которой указала, что гражданское законодательство не ограничивает людей в количестве договоров страхования жизни и здоровья. Каждый из них — самостоятельный и оплаченный документ, поэтому при наступлении страхового случая препятствий для его исполнения не должно быть. Кроме того, страховщик произвел выплату клиенту, не оспаривая договор вплоть до наступления предусмотренного соглашением случая.
ВС удовлетворил жалобу ответчика. Коллегия по гражданским делам согласилась с ее доводами и оставила в силе решение первой инстанции.
