27 января 1921 года председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР Владимир Ленин (Ульянов) подписал декрет о повсеместной отмене взимания платы за жилые помещения национализированных и муниципальных домах с рабочих и служащих, а также лиц, находящихся на их иждивении. Правовой акт советского правительства отменял также плату за пользование водопроводом, канализацией и очисткой, газом, электричеством и общественными банями с государственных учреждений и предприятий и их сотрудников, включая лиц, находящихся на иждивении.
Указанные льготы предписывалось распространить на всех инвалидов войны [гражданской] и труда, на жен, вдов, детей и родителей красноармейцев, военных моряков и на всех лиц, находящихся на попечении Народного Комиссариата Социального обеспечения или Народного Комиссариата Здравоохранения.
К предприятиям, получившим преференции Совета Народных Комиссаров, пунктом 3 декрета были отнесены Всероссийский Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) и Всероссийскому Центральному Союзу Потребительских Обществ (ЦСПО).
Недоимки, накопившиеся за предприятиями и объявленными льготниками "за указанные услуги и жилые помещения" к 1 января 1921 года, декретом откладывались. Но, как оказалось, взимание платы за жилье и коммунальные услуги также "откладывалось". И притом ненадолго.
Уже через год взимание квартплаты было возобновлено постановлением Совнаркома РСФСР от 20 апреля 1922 года. Тем не менее летом 1922 года рабочим предоставляли скидку за пользование электроэнергией и водой. Был также установлен размер квартирной платы в зависимости от заработной платы и занимаемой площади, но не выше 1/10 части дохода квартиросъемщика. В более сложном положении оказались в городах представители других социальных слоев населения. Повышенную квартплату вносили так называемые нетрудовые элементы, а также лица "свободных профессий".
Система квартплаты с каждым годом становилась более дифференцированной, появлялись новые льготные категории населения. В 1923 году, например, постановлением ВЦИК и СНК от 13 июня привилегии по оплате жилья были законодательно представлены больным, требующим изоляции, ответственным советским и партийным работникам, а также некоторым ученым. В 1925 г. к списку льготников прибавились бывшие политкаторжане и ссыльнопереселенцы, а еще через два года привилегии получила и часть представителей творческой интеллигенции. А всего к 1926 году насчитывалось уже более 10 категорий льготников.
И лишь в январе 1928 года постановлением ЦИК и СНК СССР от 4 января в СССР была введена единая система взимания квартплаты, в принципе сохранившаяся до начала горбачевской перестройки. Она носила символический характер, и на протяжении почти всей советской истории увеличивались государственные дотации в жилищно-коммунальную сферу. Так, к началу приватизации жилья в 1992 году, доля платежей населения Москвы по отношению к реальным эксплуатационным затратам и затратам на текущий ремонт и амортизацию в 1996 году составляла 22,3 % от затрат (по России — 25 %), по итогам 2000 года по Москве — 44 % (по России — почти 60 %).
В 50-70-е годы Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР неоднократно обращалось в Правительство с предложениями о необходимости повышения оплаты жилья как одного из источников покрытия затрат предприятий, производящих жилищно-коммунальные услуги. Однако низкая квартплата неизменно сохранялась, как "одно из основных завоеваний социализма".
Сегодня все жители бывшего СССР разгребают хозяйственно-экономические ошибки советской политики в области ЖКХ, считают многие представители этой отрасли. Однако современная реформа жилищно-коммунального хозяйства также вызывает немало вопросов со стороны квартиросъемщиков. Напомним, что в начале 2010 года резкий рост квартплаты по стране потребовал вмешательства федеральных властей. Это произошло из-за того, что в соответствии с планом коммунальной реформы муниципалитеты должны были разом перейти на стопроцентную оплату услуг ЖКХ, отказаться от перекрестного субсидирования и внедрить монетизацию жилищных субсидий льготникам. В ряде регионов все эти меры были введены одномоментно, что и привело к резкому росту квартплаты. В связи с этим Минюст подписал тогда новую методику расчета предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (См. на "Право.Ru")
В настоящее время хроническая задолженность россиян по оплате жилищно-коммунальных услуг остается острой проблемой в связи с постоянным ростом тарифов. И власти все чаще переносят ее решение в суды. Согласно ст. 90 ЖК РФ, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более чем шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие — шесть квадратных метров на человека.
Это лишь укрепляет у части россиян с невысокими доходами, получившими в свое время бесплатное жилье и платившими символическую плату за него, негативное отношение к реформе ЖКХ. Сохраняется оно и сегодня, когда у большой части наших соотечественников еще хранятся в памяти воспоминания о "дарах социализма" в сфере ЖКХ.
С текстом декрета СНК РСФСР "Об отмене взимания платы за жилые помещения с рабочих и служащих и за пользование водопроводом, канализацией и очисткой, газом и электричеством и общественными банями — с государственных учреждений и предприятий и их рабочих и служащих и о распространении указанных льгот на инвалидов труда и войны и лиц, находящихся на их иждивении" можно ознакомиться благодаря проекту "Наука права".