После ликвидации Высшего арбитражного и создания единого Верховного суда в Госдуме задумались над оптимизацией работы Конституционного. Готовится почва для сокращения числа судей КС ради "удачно сложившегося соотношения судей", а председатель сможет его возглавлять даже за пределами срока полномочий. Кроме того, предлагается уменьшить число публичных слушаний, а остальным судам фактически запретить пересмотр дел на основании решений ЕСПЧ без санкции КС.
Принятие законопроекта, который вчера вечером внес в Госдуму единоросс Виктор Пинский, прежде всего может привести к тому, что численность судей КС сократится, хотя в Конституции останется прежняя норма – девятнадцать. Для этого в законе о КС будет указано, что он вправе работать при наличии в его составе не менее 2/3 от общего числа судей вместо нынешних 3/4. При этом суд будет правомочен принимать решения, если на заседании присутствуют не менее 2/3 от числа действующих судей, а не от конституционной численности. "Принятие КС решений только в заседании, в котором в любом случае обеспечена широкая коллегиальность, в полной мере гарантирующая обоснованность в общественном сознании статуса решений КС как окончательных, не подлежащих обжалованию, позволяет более гибко относиться к численности судей, при наличии которой суд правомочен осуществлять свою деятельность", – объясняется новелла в пояснительной записке к проекту.
Обновляться при этом состав КС будет реже, даже если судьи будут уходить из него. Для этого меняется порядок назначения судей КС и срок их полномочий. Сейчас у отметившего 70-летний юбилей конституционного судьи полномочия прекращаются в тот же месяц. Допускается небольшое "продление" – до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения нового судьи. Пинский же предлагает не дожидаться замены, а отправлять судью на пенсию, если число работающих не менее тринадцати. В то же время президента больше никто торопить с выбором кандидатов не будет – отменяется месячный срок, в течение которого с момента образования вакансии он сейчас должен представить претендента в Совет Федерации. Это ограничение во времени сохранится лишь для случаев, когда КС фактически не сможет работать – если в его составе остаются менее 2/3 судей.
Аналогично Пинский предлагает подойти и к вопросу назначения главы КС. Президента не будут ограничивать во времени при его выборе. А прежний председатель до назначения нового продолжит исполнять свои обязанности.
Сейчас президент через Совфед назначает главу КС на шесть лет, на это ему отводится не более двух месяцев с момента открытия вакансии. Благодаря законопроекту Пинского, КС сможет действовать со старым председателем, для которого нет возрастного ограничения для занятия должности, сколь угодно долго, даже если его полномочия истекут.
Свою инициативу Пинский в пояснительной записке объясняет "отсутствием остроты вопроса о незамедлительном заполнения вакансии судьи КС" и необходимостью системного и сбалансированного подхода. "[Изменение] позволяет уделить больше внимания такому аспекту определения состава КС, как сохранение в нем удачно сложившегося соотношения судей, относящихся к различным научным школам, различным типам правопонимания, имеющих различный профессиональный бэкграунд и так далее, – говорится в обосновании к проекту. – Одновременное внесение нескольких кандидатур на накопившиеся вакансии в определенных обстоятельствах позволяет лучше решать эту задачу, чем заполнение вакансий по мере их открытия".
Новшества при разбирательстве
КС сможет чаще разрешать дело без проведения слушаний. Для этого снимается ограничение на "письменную" форму разбирательства при оценке норм федеральных законов. Кроме того, теперь КС вовсе не обязательно для этого отмечать, что оспариваемые положения аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции. Пинский предлагает позволить КС закрытость, если тот сочтет, что "вопрос о конституционности нормативного правового акта может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях КС правовых позиций и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав заявителя – гражданина или объединения граждан".
Заодно "с учетом практики ряда зарубежных органов конституционного правосудия и Европейского суда по правам человека" Пинский намерен ограничить срок, в течение которого граждане и организации могут пожаловаться в КС. Сейчас такого ограничения нет, а депутат хочет сделать его годичным с момента рассмотрения дела в суде, где применена оспариваемая норма закона. "По прошествии длительного времени правовой контекст, в котором существует обжалуемый акт, может существенно измениться, а потому реальное содержание оспариваемой нормы может оказаться иным, чем в момент применения, – говорится в обосновании к проекту. – Необходимо учитывать и конституционную ценность стабильности правоотношений, установленных или подтвержденных судебными решениям".
Нашла в законопроекте Пинского отражение и идея сенаторов Алексея Александрова и Евгения Тарло о том, чтобы сократить число копий документов, которые сегодня обязаны представить в КС заявители: для граждан – три, для организаций – тридцать. Будет достаточно двух экземпляров документов, записывает в закон о КС Пинский. "Второй экземпляр при этом имеет скорее значение символа состязательности, настраивая заявителя на последующую реализацию этого принципа", – туманно говорится в пояснительной записке к проекту.
ЕСПЧ
Пинский также предлагает закрепить в законе о КС правило для судов, пересматривающих дело после поражения России в ЕСПЧ. Согласно законопроекту, суд, придя к выводу, что вопрос о возможности применения соответствующего закона может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции РФ, должен обратиться в КС с соответствующей просьбой. "Заявитель в данном случае не обязательно указывает на неконституционность нормы: не исключено, что в ряде случаев он, напротив, будет исходить из необходимости подтверждения ее конституционности", – говорится в пояснительной записке.
Эта норма перекликается с решением Конституционного суда, принятым в декабре 2013 года. Тогда КС, отвечая Ленинградскому окружному военному суду, не знавшему, что ему делать с делом Константина Маркина после его победы в ЕСПЧ, постановил, что только он может разрешить вопрос о применении законодательных норм, которые препятствуют исполнению "страсбургского" постановления, но не были ранее признаны неконституционными. Президиум ЛОВС после этого отказался пересматривать дело Маркина, который, будучи офицером-контрактником, хотел уйти в отпуск по уходу за ребенком, но командование отказалось ему его предоставить. По мнению военного суда, "неблагоприятные последствия" нарушения своих прав истец уже не испытывает.
С текстом законопроекта № 519829-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"" можно ознакомиться здесь.