Минюст России представил ряд замечаний к одобренному правительственной комиссией законопроекту ФСБ, который ограничивает публичность Единого реестра прав на недвижимость, пишут "Известия".
Документом предлагается закрыть общий доступ ко всем сведениям из ЕГРП, включая персональные данные владельцев недвижимости. Доступ к такой информации, кроме самих правообладателей и их представителей, получат только "компетентные государственные органы". Как отмечали в ФСБ, сведения из ЕГРП все чаще используются в преступных либо компрометирующих целях.
В отзыве отмечается, что отсутствие доступа к сведениям ЕГРП затруднит реализацию права на судебную защиту. Речь идет о судебных исках по оспариванию зарегистрированного права (споры о гражданских правах на недвижимое имущество). Согласно положениям ГПК и АПК РФ, в исковом заявлении должны быть указаны персональные данные ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее местонахождение. Если иск будет подан без данной информации, то заявление останется без движения, опасаются в Минюсте.
Также предлагается засекретить персональные данные не всех владельцев недвижимости, а только тех, кто лично обратиться с такой просьбой, чтобы "обеспечить баланс интересов правообладателей и других участников гражданско-правовых отношений". Кроме того, отмечается, что доступ к данным ЕГРП должны иметь, как минимум, бывшие правообладатели имущества, собственники, в отношении которых зарегистрированы вещные права и обременения – ипотека, аренда, а также участники общей собственности в части доступа к сведениям о сособственниках.
Еще одно замечание Минюста связано с определением уполномоченных органов, у которых будет доступ к сведениям "о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным". Согласно документу, эти данные будут открыты для физических и юридических лиц по заявлению правообладателя (либо тем, на кого правообладатель оформил доверенность), а также "физическим и юридическим лицам в целях защиты своих прав и законных интересов при наличии подтвержденного уполномоченными органами (организациями) факта нарушения правообладателем прав этих лиц либо причинения им вреда (ущерба)". Не совсем ясно, о каких уполномоченных органах идет речь и каким образом подтвердить факт нарушения правообладателем прав других лиц, говорится в отзыве Минюста.
ФСБ России не согласна с претензиями. В частности, спецслужба не считает, что поправки приведут к затруднению реализации права на судебную защиту. "В случае невозможности указания ответчика при оспаривании зарегистрированного права или обременения допускается возможность предъявления иска к государственному регистратору", – поясняют в ФСБ.