Вадим Белов, главный эксперт по правовым вопросам и руководитель направления правовой политики генеральной дирекции ПАО "Северсталь" рассказал об изменениях в ст. 317.1 ГК ("Проценты по денежному обязательству") и ст. 395 ГК ("Ответственность за неисполнение денежного обязательства") на V юридическом форуме для практиков "Главные правовые события года".
Юрист считает, что в основу ст. 317.1 ГК изначально была заложена верная идея. Он подчеркнул, что у юридического сообщества вызвало споры соотношение ст. 317.1 ГК и ст. 395 ГК. В новой редакции ст. 317.1 (прим. ред. – ФЗ № 315 от 3 июля 2016 года) начислять проценты можно будет только тогда, когда это прямо предусматривает закон или договор. Эксперт отметил, что с 1 августа 2016 года становится легче считать проценты по ст. 395 ГК: "Теперь начисления определяются по ключевой ставке, которая одинакова для всей страны".
Белов полагает, что замена ставки рефинансирования на ключевую понятна и логична: "С середины 2013 года Банк России перестал ее применять, а с 1 января 2016 года ставка рефинансирования не устанавливается ЦБ вовсе".
Изменились основания и для начисления процентов: убрали слова "за пользование чужими денежными средствами", подчеркнул выступающий.
Он остановился и на вопросе о возможных практических проблемах в связи с такими законодательными изменениями. В первую очередь это касается судьбы договоров, которые заключались с 1 июня 2015 года по 31 июля 2016 года (прим. ред. – период действия старой редакции ст. 317.1 ГК). Вытекающие из таких договоров денежные обязательства должны предполагаться процентными и сейчас, уверен Белов. Тем не менее, эксперт советует заключить дополнительные соглашения к имеющимся договорам, так как нельзя предугадать развитие судебной практики.
С текстом Федерального закона от 3 июля 2016 года № 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.