ПРАВО.ru
Новости
14 февраля 2017, 11:35

Коллекторы переходят от "телефонного террора" к судебным взысканиям долгов

Основным способом взыскания просроченных долгов для коллекторских агентств становится исполнительное производство, пишут "Ведомости". Причина – вступивший в силу с 2017 года профильный закон, который ограничил контакты профессиональных взыскателей с должниками.

Закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности" (230-ФЗ) предусматривает, что коллекторы не могут общаться с должником чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Кроме того, гражданин может вовсе отказаться взаимодействовать со взыскателями. Это привело к тому, что так называемая "агентская схема", в рамках которой коллекторы работают с банковскими долгами на временной основе, начала утрачивать популярность.

Теперь коллекторы все чаще выкупают долг по договору цессии и вкладывают ресурсы не в колл-центры, а в штатных юристов и роботов по составлению исковых заявлений. На рынке объясняют: если удастся получить исполнительный лист, то проблема взаимодействия снимается – фактически оно будет осуществляться через судебных приставов, которые не ограничены в общении с должниками. При этом с 1 января 2017 года ФССП стала регулятором на коллекторском рынке (см. "ФССП включила в госреестр свыше полусотни коллекторских агентств").

Некоторые коллекторские агентства уже полностью перешли на судебное взыскание долгов по кредитному договору и договору займа. В 2017 году его доля в цессии может вырасти с 8% до 35–50%. Если в 2016 году российские суды получили 1,4 млн таких исков о взыскании, то в 2017 году ожидается 4 млн заявлений. Эксперты обращают внимание на то, что судебные тяжбы – недешевое и небыстрое удовольствие, поэтому малые компании, которые специализировались на агентском бизнесе, просто уйдут с рынка.

Ранее сообщалось, что за 2016 год число жалоб на взыскателей долгов существенно увеличилось, превысив 4000, при этом доля действий с криминальной составляющей при этом снизилась почти вдвое (см. "Число жалоб на коллекторов выросло на 37%").