ПРАВО.ru
Новости
29 марта 2017, 23:08

Конфликт с руководством и анонимки: ВККС рассмотрела жалобы судей

Конфликт с руководством и анонимки: ВККС рассмотрела жалобы судей
Фото с сайта www.mngz.ru

Сегодня Высшая квалификационная коллегия судей рассматривала жалобы федеральных и мировых судей: одни пытались оспорить отказ в рекомендации на должность, другие вернуть мантию, которой лишились много лет назад.  

Заявить отвод всем членам ВККС и вернуть мантию не удалось

Так, уже почти семь лет пытается вернуть себе полномочия Дмитрий Маненков, бывший судья Майкопского гарнизонного военного суда. В 2010 году ВККС лишила судью мантии по представлению председателя того же суда Владимира Пчелкина. В процессе рассмотрения уголовного дела в отношении командира воинской части Сергея Кравца Пчелкин изучил его телефонные разговоры и обнаружил, что Маненков был хорошо знаком с обвиняемым, и они неоднократно созванивались. Более того, в 2007–2008 годах Маненков вел дело, где обвиняемым был Кравец, и судья консультировал того по вопросам защиты. Маненков с обвинениями в свой адрес и с решением ВККС не согласился и много раз пытался обжаловать его, обращаясь в ВККС, Дисциплинарное судебное присутствие и Верховный суд (см. "Ничего нового: судьи не смогли убедить ВС вернуть им мантии").

Сегодня в ВККС Маненков пытался добиться отмены решения по вновь открывшимся обстоятельствам. В начале заседания он попросил вызвать Пчелкина, однако ВККС ему в этом отказала. Тогда Маненков заметил, что так как ему отказывают не в первый раз, он видит в этом "корпоративную заинтересованность" и заявил отвод всем членам ВККС. Посовещавшись, они отказали и в этом ходатайстве.

В качестве новых доказательств своей невиновности Маленков привел в пример решение ВС. В 2015 году Дисциплинарная коллегия вернула мантию судье Становлянского районного суда Светлане Ермаковой, уволенной за волокиту. Ее "спасли" процедурные нарушения. Представление в ККС в отношении нее внес председатель районного суда Валерий Гольтяев, тогда как согласно п. 8 ст. 29 закона "О судах общей юрисдикции в РФ" на это имеют право лишь председатели судов региона или верховных судов республик (см. "Ошибка председателя вернула судье мантию"). Маленков сегодня заявил, что у него аналогичный случай. Кроме того, экс-судья утверждал, что Пчелкин на момент вынесения представления был болен, о чем свидетельствует заключение военно-врачебной экспертизы, и был не вправе осуществлять судейские полномочия. "Нездоровый Пчелкин знал о своем состоянии здоровья, но длительное время это скрывал, чтобы получить различные преференции. А мне он пытался отомстить и свести со мной счеты за конструктивную критику", – пытался убедить ВККС Маленков. Однако коллегия решила оставить его жалобу без удовлетворения.

Анонимка – не причина для отказа в рекомендации 

Судья Наурского райсуда Николай Никифоров пытался убедить ВККС, что решение квалифколлегии Чечни об отказе в рекомендации его на второй срок в председатели "родного" суда – необоснованно. Никифоров, который был главой суда с 2010 года, в мае прошлого года попросил о переназначении, однако в это же время в ККС поступила анонимная жалоба на него и, по словам судьи, именно из-за нее он и не получил рекомендации. Сегодня Никифоров говорил о том, что ККС приняла также решение с учетом мнения представителя администрации республики, который попросил Никифорова не переназначать.

"Конечно, все говорят, что давления не было, однако местный менталитет свою роль сыграл", – отметил судья, добавив, что некоторые из бывших коллег затаили на него злобу и могли способствовать появлению анонимной жалобы. В частности, экс-председатель упоминал Василия Кюльбакова, которого лишили манти по представлению Никифорова. Кюльбаков потерял судейский статус из-за того, что необоснованно отметил отменил 12 постановлений судов по разрешению ходатайств осужденных об изменении категории преступления и снижении им наказания (см. "Парламент Чечни поставил точку в истории с фальсификатом на заседании ДСП"). 

Никифоров отметил, что за все время его работы жалоб на него не поступало, а суд являлся одним из лучших по показателям в регионе. ВККС, посовещавшись, судье поверила и решение ККС отменила. 

Смерть – не повод прекращать уголовное дело 

Рассмотрела также ВККС сегодня и жалобу дочери покойного судьи Куйбышевского райсуда Омска Сергея Москаленко Екатерины Беспаловой и адвоката Андрея  Хабарова, которые оспаривали согласие ККС о привлечении судьи в качестве обвиняемого по ч. 1 ст. 222 и п. "к" ч. 2 ст. 105 УК (убийство). В начале года Москаленко нашли повешенным. В Следственном комитете считают, что он мог быть причастен к убийству бизнесмена, дело которого до этого сам же рассматривал (см. "Покойный судья Москаленко стал обвиняемым по делу об убийстве бизнесмена Виктора Берга"). 

Беспалова рассказала сегодня, что представление на Москаленко является "перечнем доказательств о его причастности к преступлению", однако там не указано ни одной другой версии событий. "Мне непонятно, почему на основании мнения следователя изложенного в представлении, делается вывод. ККС даже не посмотрела материалы уголовного дела. Есть видеозапись, на ней либо автомобиль, либо Москаленко в автомобиле, следует к месту убийства. Нет ни одной экспертизы, нет никаких материальных доказательств, что Берга убил именно мой отец. При обысках изъяли все, можно было провести экспертизы", – убеждала она коллегию.

По словам дочери судьи, в представлении указан крайне ограниченный объем информации. "А ККС говорит, что не будет изучать достаточность или недостаточность представления. Все это – произвольное толкование доказательств и попытка увязать их в цепочку", – заявила Беспалова. 

– Если вы хотите, чтобы ваш отец был реабилитирован, почему вы просите отменить решение ККС? Как можно проводить расследование, если нет обвиняемого? – спросил председатель ВККС Николай Тимошин.

Беспалова пояснила, что до конца января, когда Москаленко привлекли в качестве обвиняемого, расследование велось как раз без обвиняемого. "Если это допустить, то никто уже ничего выяснять не будет", – пояснила она. 

Представитель СКР Павел Василенко рассказал, что документы о привлечении Москаленко в качестве обвиняемого были поданы еще до его смерти, а так как он имеет особый статус, то прекратить дело без согласия ККС нельзя. "У него нет процессуального статуса, я не могу прекратить производство", – пояснил он. Тогда члены ВККС напомнили о нормах УПК, согласно которым смерть является основанием для прекращение дела. 

– Перед вами ставился вопрос о продолжении дела? – спросил Тимошин. 

Василенко ответил, что да, руководство СКР дало такое указание. "Вы считаете, что это руководство решает, а не УПК?" – продолжил председатель ВККС. 

Однако Василенко повторил, что так как у Москаленко нет процессуального статуса, прекратить уголовное дело в связи со смертью нельзя. ВККС, посовещавшись, приняла решение: жалобу Беспаловой удовлетворить, а решение ККС отменить.