Разбирательство по делу об обжаловании приказа № 288, которым Минюст утвердил форму адвокатского запроса, снова отложили: на этот раз Верховный суд хочет привлечь к делу Федеральную палату адвокатов.
Адвокаты Андрей Николаев и Иван Павлов, которые оспаривают документ, решение суда поддержали: они полагают, что ФПА встанет на их сторону. Рассмотрение дела откладывается уже в третий раз. Первое заседание было две недели назад. Тогда защитники настаивали на том, что приказ, который, в частности, обязывает адвоката раскрывать данные тех, в чьих интересах он действует, не дает возможности доверителю дать согласие на разглашение своего ФИО в запросе. По словам Николаева, если адвокат вопреки воле клиента укажет его данные, то на него могут пожаловаться в Совет адвокатской палаты.
Защитник отметил, что иногда этот приказ просто не подлежит исполнению: если отправить запрос в интересах 500 человек, то надо ли указывать сведения обо всех, либо же что делать адвокату, если он ведет дело по защите неопределенного круга лиц. Павлов, в свою очередь, говорил о том, что приказ Минюста противоречив. Адвокатов могут лишить статуса, если они выполнят требование и укажут данные доверителя, так как они раскроют тайну. Потерять полномочия защитники также могут, если приказу не подчинятся – статуса лишат за систематические нарушения формы документа.
Начальник отдела по вопросам адвокатуры, бесплатной правовой помощи и правового просвещения Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста Роман Рябый, назвав документ "компромиссным вариантом", пояснил, что он был принят по настоянию Следственного комитета и "всего правоохранительного блока". Судья Алла Назарова решила объявить перерыв для ознакомления с информацией по документу (см. "Верховный суд выяснил, что форму адвокатского запроса продавил "силовой блок"). На втором заседании, прошедшем неделю назад, адвокаты представили свою позицию с некоторыми уточнениями, а Минюст попросил время для подготовки позиции. В следующий раз ВС будет рассматривать дело 23 мая.