В образовательных учреждениях необходимо ввести уроки контртеррористической пропаганды, считает председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. Своим мнением он поделился в авторской колонке в "Российской газете".
Статью судья начал с воспоминаний о теракте в петербургском метро, в результате которого погибли 16 человек и более 50 получили ранения. После трагедии люди задумались об ограничении в правах приезжих с тем, чтобы исключить в будущем подобные эксцессы, а также о том, что Конституция слишком либеральна, поскольку уравнивает иностранных граждан в правах с самими россиянами, пишет он.
Чтобы противодействовать религиозному экстремизму и терроризму, нужна система умной и эффективной контртеррористической пропаганды, созданной и поддерживаемой властью, считает Зорькин. Прежде всего, необходимо обучать родителей: для них может быть создана "специальная служба, которая консультировала бы их в части средств и методов ненавязчивого профилактического просвещения детей в сфере экстремизма". А в школах и вузах преподаватели должны эффективно разъяснять учащимся базовые мировоззренческие основы великих мировых религий. Например, можно привлечь "официальных мусульманских конфессиональных организаций, проповедующие цивилизованный, мирный ислам и действующие на территории России и стран ЕАЭС и СНГ". "Именно представители таких организаций лучше всего могут доказать, что идеология ИГ и "Аль-Каиды" (запрещено в РФ) не имеет ничего общего с великим исламским вероучением, и что террористы не имеют права на национальность", - убежден глава КС.
Кроме того, необходимо принимать меры, которые позволят оперативно выявлять и ликвидировать ресурсы в Интернете, включая соцсети, где ведется экстремистская агитация и пропаганда. "XXI век показал, что терроризм как таковой по своей антиправовой, разрушительной природе суть преступление против гражданского мира и безопасности человечества. Эта природа и направленность терроризма остается неизменной, независимо от его, так сказать, "количественных" показателей - сколько человек погибло, какие объекты разрушены и т.п. Эти показатели могут влиять на масштаб разрушительных последствий и, соответственно, меру наказания, но не на саму природу данного явления", - подчеркивает Зорькин. По его мнению, проблема заслуживает внимания со стороны отечественной уголовно-правовой доктрины и практики. "Не следует ли в этой связи внести изменения в уголовное законодательство, расширив понятие международного терроризма в указанном выше глобальном аспекте?", - задается вопросом судья.
На прошлой неделе руководители четырех парламентских фракций внесли в Госдуму законопроект о лишении лиц, которые были осуждены за преступления террористической и экстремистской направленности, приобретенного ими российского гражданства. Поправки могут быть приняты в первом чтении уже в мае, при этом юристы называют саму идею антиконституционной (см. "Депутаты предлагают лишать гражданства мигрантов, осужденных за терроризм").