ПРАВО.ru
Новости
21 сентября 2017, 11:25

ВККС разобралась, справедливо ли наказали двух московских судей

ВККС разобралась, справедливо ли наказали двух московских судей

ВККС рассмотрела две жалобы из столицы. Вернуться в профессию хотела судья АСГМ, которую лишили мантии за прогулы. На заседании она частично признала вину, но просила о более мягком наказании. Также она рассмотрела жалобу судьи Пресненского райсуда, которому столичная ККС вынесла предупреждение за волокиту и фальсификацию отчетности. Правда, у членов ВККС было больше претензий к процедуре проверки, а не ее результатам. 

"Сколько можно прогуливать судье?"

20 сентября в ВККС был день жалоб. Члены коллегии рассмотрели в том числе обращения двух московских судей. Мантию пыталась вернуть Елена Семенова из Арбитражного суда Москвы, которую изгнали из профессии за прогулы. Семенова работает в АСГМ 15 лет – сначала устроилась в аппарат, а в 2010 году начала работать судьей. А 13 апреля 2017 года ККС Москвы лишила ее полномочий за «систематические нарушения правил внутреннего распорядка» по представлению экс-председателя АСГМ Сергея Чучи. Докладчик по делу перечислил несколько дат, когда она якобы отсутствовала. На это Семенова пояснила, что болела и исправно носила больничные листы, но один из них взяла на день позже, чем следовало. Она настаивала, что аккуратно ходит на работу, но не знает, насколько достоверно карточки сотрудников фиксируют проход.

– Как вы считаете, сколько можно прогуливать судье? – спросили в ВККС.

– Нисколько, – ответила подательница жалобы.

Но в одном из эпизодов Семенова все-таки повинилась. «Я взяла отпуск за свой счет на один день, чтобы поехать по семейным обстоятельствам за границу, его утвердили. Но мне пришлось остаться дольше [по личным причинам – прим. авт.]», – рассказала она.

– Но это прогул? У вас ведь нет подтверждающих документов?

– Да, получается, прогул. Я не отрицаю, но прошу применить более мягкую меру наказания, – попросила Семенова.

Затем она сказала: «Сергей Юрьевич [Чуча] заявил, что не хочет прекращения моих полномочий». Это вызвало удивление у членов ВККС, а Семенова заверила их, что он высказал это мнение публично.

После этого высшая квалифколлегия разбиралась в процедурных вопросах голосования с помощью представителя ККС Москвы Марии Кастальской. Документы показали, что заседании по вопросу Семеновой участвовали 11 человек, а голосовали 13. Чтобы разобраться, как все было на самом деле, заседание перенесли на следующий день, 21 сентября.

Проверка, которая умаляет авторитет правосудия

Валентин Ершов из Пресненского райсуда обжаловал предупреждение, которое вынесла ему 11 мая 2017 года столичная ККС. Молодого судью, который работает в Пресненском с 2012 года и 8 месяцев исполнял обязанности председателя суда по гражданским делам, обвинили в волоките и подделке статистики. Такие факты выявила проверка судей Пресненского суда 2017 года. Ее проводили судьи и помощники судей Мосгорсуда. Как жаловался позже сам Ершов, проверяющие (в числе которых были помощники) пришли молча, не просили пояснений, открывали шкафы, доставали дела и фотографировали. Кроме того, о результатах такой проверки Ершову не рассказали.

Подробнее о результатах ревизии рассказала представитель столичной ККС Александра Лопаткина. По ее словам, Ершов волокитил дела – по некоторым не было решений по 3–6 месяцев. «По материалам никаких действий, не указаны даты отложений, хотя по отчетности все в порядке, – поделилась Лопаткина. – Поэтому мы решили, что имела место фальсификация». По ее словам, в базе по некоторым делам указывалось, что менялся иск, привлекались третьи лица и так далее, что позволяло отсчитывать сроки заново, но в реальности дело лишь откладывалось. Судья не отправлял извещения и откладывал дело в связи с неявкой, а также не рассылал определения об оставлении дела без рассмотрения, перечисляла Лопаткина. По ее словам, два дела, распределенных Ершову, до сих пор не найдены, и он сказал, что не принимал по ним решений. Все это, пояснила она, умаляет авторитет правосудия.

– А когда помощники судей горсуда входят в кабинет к федеральному судье, открывают шкафы, изымают дела, это разве не умаляет авторитет правосудия? – спросил член ВККС.

Лопаткина на это ответила, что помощники делали только техническую работу, но сама она не видела, как проводилась проверка.

– А это нормально, когда после проверки ее результат человеку не вручается?

– Под роспись справку не отдавали, но на совещании ознакомили с итогами, – оправдывалась Лопаткина.

Претензии у членов ВККС вызвали и обвинения в фальсификации, что является довольно серьезным обвинением. «Это несоответствие одних показателей другим», – переформулировала представитель столичной ККС. Но эти были не все к ней вопросы.

– Вы принимали решение с учетом мнения председателя Ольги Сергеевой, но она возглавила Пресненский суд только в апреле 2017 года. И что, она за месяц с лишним успела понять, что «Ершову не хватает темпов работы»?

На это Лопаткина ответила, что Сергеева, заняв должность, первым делом изучила показатели работы судей.

Сам Ершов отверг все обвинения. По его мнению, значительную их часть можно поставить в вину не ему, а его аппарату. Именно помощники и секретари должны сшивать, сдавать дела, заполнять журнал, вносить данные в ГАС и так далее. Лопаткина из ККС Москвы была другого мнения – она настаивала, что судья должен контролировать работу аппарата.

Также проверяющие поставили судье в вину, что с конца 2014 года на него поступило 54 жалобы. Ершову было непонятно, почему взяли именно этот период, хотя проверяли за 2017 год дела 2017–2016 годов. 

Затем на заседании открылось, что пару месяцев назад, в июле, Ершов подал заявление об отставке (не рассмотрено).

– Что вас, уже довольно известного в Москве судью, сподвигло написать заявление? – поинтересовались члены ВККС.

Ершов ответил, что задумывался о карьере и поделился планами перейти в Мособлсуд. После этого, по словам судьи, его сняли с поста исполняющего обязанности председателя. А когда он узнал о решении ККС, окончательно решил, что «не нужен системе». В заключение Ершов сказал, что сейчас около 90% мотивированных решений изготавливает в совещательной комнате. Во время перерыва он не ответил корреспонденту "Право.ru" на вопрос, каковы его дальнейшие планы вне судебной системы. «Пока не знаю, смотря какое решение примут», – улыбнулся Ершов. А вскоре он узнал, что ВККС отменила решение ККС Москвы.