ПРАВО.ru
Новости
27 сентября 2017, 22:17

Экономколлегия обозначила пределы вмешательства ФАС в корпоративные закупки

Экономколлегия обозначила пределы вмешательства ФАС в корпоративные закупки

Может ли участник закупки жаловаться в ФАС на все нарушения или только на те, что определены в перечне закона о закупках? ВС защитил бизнес от произвольного вмешательства антимонопольщиков в закупочные процедуры компаний. 

Участник закупки может обжаловать действия заказчиков в антимонопольный орган или суд. П. 10 ст. 3 закона о закупках содержит четыре основания, по которым участник может обратиться в ФАС. Является ли этот перечень закрытым – такой вопрос поставил перед судами «Газпром трансгаз Чайковский», который обжаловал решение УФАС по Пермскому краю. Чиновники обнаружили нарушения в запросе предложений на ремонт легковых автомобилей по жалобе «Центра сервисного обслуживания». В частности, не был соблюден порядок определения победителя тендера. УФАС выдала предписание провести запрос предложений заново, а также скорректировать правила закупок в Группе компаний «Газпром»: установить срок заключения договора с победителем не ранее 10 дней с момента размещения итогового протокола на сайте.

«Газпром трансгаз Чайковский» с таким решением не согласился и обжаловал его, но проиграл в трех инстанциях, после чего обратился в ВС (дело № А50-9299/2016). Основания жалобы «Центра сервисного обслуживания» не содержатся в перечне ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, а значит, компания не могла обращаться по этому вопросу в ФАС. Она могла обратиться лишь в суд, что и сделала: в рамках дела № А50-10690/2016 ее требования были признаны несостоятельными. Сегодня, 27 сентября, экономколлегия выслушала доводы представителей и согласилась с заявителем: решение и предписание ФАС в спорной части ВС признал недействительными. Это означает, что в корпоративных закупках отсутствует «тотальный контроль» со стороны антимонопольных органов, а Федеральная антимонопольная служба не обладает законными полномочиями по произвольному вмешательству в процедуру проведения торгов и навязыванию бизнесу своего видения процедуры организации торгов и критериев определения победителей.