Резервный фонд, за счет которого предлагается оказывать помощь пассажирам обанкротившихся авиакомпаний, может быть сформирован из транссибирских роялти "Аэрофлота". Ранее речь шла о введении специального сбора с каждого авиабилета, что грозило подорожанием воздушных перевозок.
"Аэрофлот" получает от иностранных перевозчиков платежи за беспосадочные полеты над Сибирью из Европы в Азию, поясняют "Ведомости". За прошлый год их размер составил 35,9 млрд рублей. Часть средств от роялти авиакомпания перечисляет Росавиации. Также из этих денег "Аэрофлот" поддерживает национальный авиапром через программы лизинга воздушных судов и субсидирует низкомаржинальные тарифы на Дальний Восток, в Крым и Калининград.
Предполагается, что авиакомпания единовременно зарезервирует 2 млрд рублей, которые наполнят создаваемый фонд под рабочим названием "Авиапомощь", утверждают источники, близкие к министерству транспорта. Впоследствии эти средства могут быть оперативно направлены для разрешения возникших проблем. Такое решение не должно привести к росту цен на билеты в отличие от предыдущей идеи, озвученной Росавицией: собирать по 10 рублей с каждого проездного документа. Служба указывала, что с учетом трафика в 100 млн пассажиров, ожидаемого по итогам 2017 года, удастся собрать 1 млрд рублей. Перевозчики эту идею восприняли крайне негативно.
Идея создания специального фонда прописана в "дорожной карте" Минтранса по усилению контроля за отраслью гражданских авиаперевозок (см. "Минтранс намерен ужесточить ответственность авиакомпаний за авралы").
В середине сентября из-за долгов перед аэропортами и поставщиками топлива свои полеты ограничила компания "ВИМ-авиа". В результате 39 000 туристов остались за границей, еще порядка 150 000 пассажиров имели на руках билеты. Затраты на их развоз оценивались не менее чем в 800 млн рублей (см. "Путин объявил о неполном служебном соответствии министра транспорта").