Суды трех инстанций встали на сторону банка в споре о банковской гарантии, а экономколлегия Верховного суда поправила их и указала, какие документы должны быть предоставлены для получения такой гарантии.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Коми обратилось в "К2 Банк" с требованием в размере 400 000 руб. по банковской гарантии. Банк в выплате отказал и сослался на отсутствие необходимых документов, подтверждающих возникновение его ответственности перед министерством.
Министерство попыталось добиться своего через суд, но безуспешно – три инстанции указали на непредоставление истцом надлежащего оформленного требования о выплате денежной суммы. Заявитель приложил к требованию платежное поручение, на котором стояла печать министерства, хотя по условиям банковской гарантии на нем должна быть отметка органа Федерального казначейства об исполнении или отметка банка министерства. А апелляция и кассация также обратили внимание, что заявитель в своем требовании указал номер несуществующей банковской гарантии (дело № А40-47089/2016).
В итоге министерство обратилось с жалобой в Верховный суд. Оно сослалось на тот факт, что все документы для получения выплаты по банковской гарантии были оформлены надлежащим образом и в соответствии с договором о банковской гарантии. Отказ гаранта в платеже мотивирован исключительно отсутствием документов, которые подтверждают возникновение ответственности, однако предоставление таких документов банковской гарантией не предусмотрено, отметил заявитель. С этими доводами согласилась экономколлегия, которая отменила судебные акты нижестоящих инстанций и направила дело на новое рассмотрение.