Верховный суд разбирался, нужно ли учитывать грузоподъемность самоходной машины при расчете утилизационного сбора.
Компания "НБМ" задекларировала на Донском таможенном посту Центральной акцизной таможни семь самоходных машин-погрузчиков с грузоподъемностью около 1,5 тонн. В расчете сумм утилизационного сбора в графе "максимальная технически допустимая масса" компания указала массу этих транспортных средств без учета их грузоподъемности. С таким подходом не согласился таможенный орган – он указал, что грузоподъемность должна учитываться при расчете.
"НБМ" обратилась в суд, но три инстанции поддержали доводы таможни (дело № А40-170463/2016). Они указали, что погрузчики относятся к объектам регулирования Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) 010/2011, в котором, однако, отсутствует определение максимальной технически допустимой массы, необходимое для правильного расчета сбора. Поэтому они применили положения ТР ТС 018/2011, согласно которым "максимальная технически допустимая масса" – это установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
В своей жалобе в Верховный суд компания указала, что аналогия права здесь недопустима, так как положения ТР ТС 018/2011 не распространяют свое действие на погрузчики. Кроме того, заявитель указал, что грузоподъемность товара никак не повлияет на затраты по утилизации погрузчиков, когда они придут в негодность. С этими доводами согласилась экономколлегия, которая отменила решения судов нижестоящих инстанций и направила дело на новое рассмотрение в АСГМ.