Денис Новак рассказал, как изменится рынок юридических услуг после введения новой концепции Минюста, чего стоит ждать консалтерам и как новые нормы скажутся на работе международных юрфирм. Заместитель главы Министерства юстиции настроен оптимистично и уверен в положительном эффекте концепции.
Речь идет о концепции регулирования рынка юридической помощи, которую ведомство представило месяц назад, сейчас она активно обсуждается. Программа, рассчитанная на пять лет, полностью изменит регулирование юррынка в России.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
После введения монополии, которое должно стартовать уже в следующем году, международные юрфирмы не смогут работать в РФ через свои представительства, а иностранные инвестиции в консалтинг будут запрещены. Вести бизнес, связанный с оказанием правовых услуг, смогут только те, кто имеет статус адвоката.
В своем интервью газете "Ведомости" Денис Новак рассказал, что документ до конца 2017 года внесут в Правительство, так что, скорее всего, концепцию утвердят в следующем году.
Реализовывать ее будут в три этапа:
1. Сначала изменят закон об адвокатуре: разрешат создавать коммерческие адвокатские образования и нанимать адвокатов по трудовому договору. Этот этап намечен уже на 2018 год.
2. Создадут законы для упрощенного перехода юристов в адвокаты. Нормативная база должна быть готова к концу 2019 года.
3. После 2019 года будет переходный период, который займет два-три года. После чего введение новой концепции завершится. Это должно произойти к 2023 году.
Ранее замминистра подчеркивал, что цель Концепции не введение монополии, а "системная работа по объединению юристов в независимую самоуправляемую организацию, способную обеспечить соблюдение стандартов оказания юридической помощи". "Причем объединение не принудительное, а путем создания стимулов и привлекательных опций", – приводит его слова "Адвокатская газета".
Что будет с неюристами, работающими в правовой сфере?
Многие партнеры, совладельцы и ведущие сотрудники компаний не являются юристами. Они могут быть, например, экономистами, налоговыми консультантами, но по сути они тоже оказывают юридические услуги.
На вопрос, что будет с такими участниками рынка, Новак ответил, что им придется получать статус адвоката или устраиваться на работу в адвокатское образование.
"Мы проработаем этот вопрос. – Пообещал Новак. – Более четко пропишем в концепции, что по трудовому договору в адвокатском образовании могут работать не только адвокаты, но и лица, не имеющие такого статуса, в том числе специалисты в смежных областях. Такие работники смогут участвовать в оказании юридических услуг, например составлять проекты документов, проводить due diligence (оценку рисков инвестирования – прим. ред.), но не будут иметь права подписи правовых заключений от имени юридической фирмы и права представлять интересы клиентов в судах".
Зачем нужны стандарты и регулирование?
Сейчас еще не решено, можно ли допускать в качестве участников адвокатских образований лиц, не являющихся адвокатами. "У адвокатского сообщества это, вероятно, вызовет отторжение", – отмечает замминистра.
– Стандарты необходимы, но зачем определять, как юристам строить бизнес: запрещать владение юрфирмой иностранцами, запрещать им работать через представительства? Чем это поможет потребителям?
– А кто установит стандарты и кто будет следить за их соблюдением – Минюст, Минтруд? Мы пришли к выводу, что это должен быть не госорган, а независимая от государства самоуправляемая профессиональная корпорация и при наличии адвокатуры, обладающей всеми необходимыми для этого признаками, нецелесообразно создавать с нуля новую параллельную структуру СРО. Мы не устанавливаем отдельные правила для иностранцев, концепция предлагает общее правило для всех – участниками адвокатского образования могут быть только лица, имеющие статус адвоката по российскому праву. Оно не должно быть подконтрольным никому, кроме адвокатов.
Сейчас в России работает множество международных юридических фирм. Они оказывают услуги через представительство, консультируя как по российскому праву, так и по иностранному. После введения регулирования юрфирмы больше не смогут вести такую деятельность. Вот как это объяснил Новак:
"Это опять же вытекает из общего правила: адвокат сможет работать по трудовому договору, но только на адвоката или адвокатское образование. Представительство международной юрфирмы таковым не является. Адвокат сможет заключить с ней соглашение об оказании юридической помощи, но не являться ее работником".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Многие эксперты опасаются того, что международные юрфирмы вообще покинут российский рынок, ведь чтобы остаться, им придется пойти на некоторые жертвы.
Есть также мнение, что ограничение иностранных инвестиций создаст риски в первую очередь для клиентов. Новак пообещал еще "обсудить" эти проблемы, при этом он отметил, что "задача не инвестиции ограничить, а выстроить единые для всех правила, оградив потребителей от услуг низкого качества".
Сторонних инвесторов замминистра все-таки допустил. Он сказал, что "можно даже рассмотреть вопрос о допустимости привлечения адвокатскими образованиями инвестиций на IPO".
"Наша цель – упорядочение национального рынка юридических услуг, ввод общих требований ко всем участникам этого рынка", – заключил Новак и добавил, что по итогам обсуждения должно найтись "безболезненное" для всех решение.
Текст концепции регулирования рынка юрпомощи от Минюста можно прочитать здесь.