ПРАВО.ru
Новости
27 ноября 2009, 20:40

Текст поправок в ГПК РФ о создании апелляций по гражданским делам

Текст поправок в ГПК РФ о создании апелляций по гражданским делам
Поправки в ГПК РФ предусматривают создание апелляционных инстанций по гражданским делам в судах общей юрисдикции РФ всех уровней Фото Право.Ru

"Президентский" проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", которым  предусматривается создание апелляционных инстанций по гражданским делам в судах общей юрисдикции РФ всех уровней, размещен сегодня на сайте Верховного суда РФ.

Напомним, что задачу создания апелляций в судах общей юрисдикции Президент РФ Дмитрий Медведев поставил в последнем Послании Федеральному Собранию.

15 ноября Дмитрий Медведев дал ряд поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. В частности, поручалось "представить для внесения в Государственную Думу проект федерального закона о создании апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции: для гражданских дел — с 1 января 2012 г., для уголовных дел — с 1 января 2013 г. Срок — 15 января 2010 г. Ответственный: Нарышкин С.Е."

Предполагается, что законопроект о создании апелляций по гражданским делам будет внесен в Госдуму Президентом РФ.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что "целью принятия настоящего законопроекта является повышение эффективности рассмотрения и разрешения гражданских дел судами общей юрисдикции. Достижение цели невозможно без совершенствования процессуальных правил проверки законности и обоснованности принимаемых в порядке гражданского судопроизводства судебных постановлений, а также правил пересмотра вступивших в законную
силу судебных постановлений.

В связи с этим законопроектом предлагается внести соответствующие изменения, касающиеся проверочных инстанций в гражданском процессе.

В действующей редакции Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплены два вида проверки судебных постановлений, принятых судами первой инстанции и не вступивших в законную силу. Для проверки не вступивших в законную силу судебных постановлений, принятых мировыми судьями, предусмотрено апелляционное производство, а для проверки судебных постановлений, принятых федеральными судами общей юрисдикции, — кассационное производство. В настоящее время Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит различий в порядке рассмотрения и разрешения гражданских дел по существу мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции, поэтому не являются оправданными и различия в порядке пересмотра судебных постановлений, принятых судами первой инстанции.

Апелляционное и кассационное производства направлены на выявление и устранение судебной ошибки, допущенной при рассмотрении и разрешении дела судом первой инстанции. При этом допущенные судом первой инстанции ошибки должны исправляться судом второй инстанции в процедурах, наиболее приближенных к производству в суде первой инстанции. В связи с этим предлагается проверку законности и обоснованности не вступивших в законную
силу судебных постановлений производить по общим правилам, соответствующим основным (традиционным) признакам апелляции, включая элементы, характерные для полной и неполной апелляции.

Необходимость предлагаемых изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации вызвана также тем, что исторически под кассационным (в странах германского права — ревизионным) производством понималось и понимается производство по проверке вступивших в законную силу судебных постановлений. Кассационное производство в гражданских процессуальных законах большинства европейских стран, а также в российском арбитражном процессуальном законодательстве принципиально отличается по своему содержанию от производства в суде кассационной инстанции в судах общей юрисдикции Российской Федерации. Указанные различия в наименовании, содержании одного и того же института процессуального права затрудняют процесс унификации процессуальных норм как на внутреннем, так и на внешнем правовом уровне.

Учитывая изложенное, в законопроекте предлагается закрепить единый регламент проверочной деятельности судов второй инстанции. В интересах унификации и гармонизации гражданского процессуального права Российской Федерации в законопроекте предлагается:
установить общие правила реализации права на апелляционное обжалование судебных постановлений, принятых мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции по первой инстанции;
создать апелляционные инстанции в судах общей юрисдикции Российской Федерации всех уровней;
установить порядок апелляционного производства в судах второй инстанции.

Единый порядок обжалования не вступивших в законную силу судебных постановлений позволит в полной мере обеспечить единство судебной практики по делам, подсудным мировым судьям и федеральным судам общей юрисдикции, обеспечить право на равный суд и справедливое судебное разбирательство.

В целях защиты прав лиц, участвующих в деле, а также лиц, не привлеченных к участию в деле, вопрос о правах и обязанностях которых разрешен судом, законопроектом предлагается увеличить срок для подачи жалобы в суд апелляционной инстанции.

Основной новеллой пересмотра решений судов первой инстанции в апелляционном порядке является недопустимость передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Законопроектом предлагается ввести новый порядок проверки судебных постановлений, вступивших в законную силу, кассационный, основная цель которого заключается в проверке вступивших в законную силу судебных^- постановлений исключительно по вопросам ^лр_ава=-Полномочиями суда кассационной инстанции предлагается наделить президиумьА верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, судебные/ коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Обязательным условием для проверки суде^ногопостановления в кассационном порядке является исчерпание иных установленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способов обжалования данного судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

В качестве оснований для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке предлагается установить такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Надзорное производство предлагается сохранить в качестве экстраординарного способа проверки судебных постановлений. В соответствии с законопроектом полномочия по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора предлагается сохранить исключительно за Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Законопроектом предусматриваются исчерпывающий перечень судебных постановлений, которые могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, и общие основания для их пересмотра.

Предлагается также сохранить право Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о
пересмотре судебных постановлений в порядке надзора. Основаниями для внесения такого представления в Президиум Верховного Суда Российской Федерации в проекте предусмотрены существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на законность обжалуемых судебных постановлений и лишившие участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе права на доступ к правосудию, справедливое судебное
разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничивающие эти права.

Статьей 3 законопроекта подлежат признанию утратившими силу с 1 января 2012 г. пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 5 декабря 2006 г. № 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50,
ст. 5303), которым определяется порядок рассмотрения кассационной жалобы по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о выборах, а также пункт 17 статьи 1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 330-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6243), которым устанавливается право Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителя вносить в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.

Принятие данного законопроекта позволит более эффективно решать задачи гражданского судопроизводства, закрепленные в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и повысит уровень защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, гарантированных Конституцией Российской Федерации".