ПРАВО.ru
Новости
21 декабря 2009, 17:38

Правительство отвергло поправки в НК о счетах-фактурах

Правительство отвергло поправки в НК о счетах-фактурах
Минфин РФ от имени Правительства России подготовил проект отрицательного заключения на поправки в Налоговый кодекс РФ и ФЗ "О бухгалтерском учете"), предусматривающие выставление счетов-фактур либо на Право.Ru

Минфин РФ от имени Правительства России подготовил проект отрицательного заключения на поправки в Налоговый кодекс РФ и ФЗ "О бухгалтерском учете"), предусматривающие выставление счетов-фактур либо на бумажном носителе, либо в виде электронного документа.

Проект федерального закона № 256228-5 "О внесении изменений и дополнений в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и Федеральный закон "О бухгалтерском учете"  (далее — законопроект) был внесен в Государственную Думу депутатами ГД К. Шипуновым и С. Петровым.

Как отмечается в проекте отзыва правительства, "законопроектом предлагается внести изменения в статью 169 Налогового кодека Российской Федерации (далее — Кодекс), предусматривающие выставление счетов-фактур либо на бумажном носителе, либо в виде электронного документа. При этом счета-фактуры должны храниться налогоплательщиком в том виде, в котором они получены и (или) выставлены.

Кроме того, выставление счетов-фактур в виде электронных документов допускается в случаях и в порядке, предусмотренных соглашением между продавцом и покупателем.

В Федеральный закон "О бухгалтерском учете" законопроектом предлагается внесение изменений, предусматривающих составление первичных и сводных учетных документов, бухгалтерской отчетности в виде электронных документов, хранение их в том виде, в котором они были составлены или получены. Использование первичных учетных документов в виде электронных документов допускается в случаях и в порядке, установленном соглашением между участниками хозяйственных операций. Кроме того, предлагается введение нормы, предоставляющей право организациям самостоятельно определять место хранения документов бухгалтерского учета вне места государственной регистрации организации.

1. В части изменений в Кодекс
В соответствии со статьей 80 Кодекса налогоплательщикам предоставлено право представления в налоговые органы в электронном виде только налоговой декларации по установленной форме.

Кроме того, согласно статьям 93, 93.1 Кодекса налоговые органы при проведении налоговых проверок истребуют у налогоплательщика налога на добавленную стоимость счета-фактуры, выставленные покупателю при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и (или) получении предварительной оплаты (частичной оплаты), в целях проверки правильности определения налогоплательщиком налоговой базы в отношении реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также счета-фактуры по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в целях проверки правильности применения налогоплательщиком налоговых вычетов.

Кодексом не определен порядок истребования у налогоплательщиков счетов-фактур в электронном виде, а представленный законопроект не предусматривает внесение изменений в положения Кодекса, касающиеся обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган счета- фактуры в электронном виде, а также права налогового органа на истребование таких счетов-фактур. Поэтому в целях недопущения снижения качества налогового контроля, обеспечения работы налоговых органов в правовом поле и введения полноценного документооборота счетов-фактур в электронном виде внесение изменений только в статью 169 Кодекса является недостаточным.

В соответствии с пунктом 6 статьи 169 Кодекса счета-фактуры подписываются руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Как следует из пояснительной записки, законопроект позволяет подписывать счета-фактуры как собственноручной подписью, так и любым аналогом собственноручной подписи, включая электронную цифровую подпись. Однако законопроект не предусматривает обязанности налогоплательщиков подписывать электронные счета-фактуры электронной цифровой подписью. В связи с этим необходимо установление порядка подписания счетов-фактур, выставленных в электронном виде.

Положение законопроекта о выставлении счетов-фактур в виде электронных документов в случаях и в порядке, предусмотренных соглашением между продавцом и покупателем, не учитывает, что возникновение обязанности по выставлению счетов-фактур, а также порядок их выставления предусмотрены нормами главы 21 Кодекса, и, соответственно, не могут регулироваться гражданско-правовыми соглашениями между налогоплательщиками. Порядок выставления и приема счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, фиксации даты и времени отправки таких счетов-фактур, их хранения, а также порядок представления в налоговые органы (истребования налоговыми органами) счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи должны быть едиными для всех участников системы электронного документооборота счетов-фактур и должны разрабатываться не отдельно взятым налогоплательщиком, а уполномоченным органом исполнительной власти.

Кроме того, не ясны правовые основания для исключения из пункта 8 статьи 169 Кодекса положения, предусматривающего полномочие Правительства Российской Федерации устанавливать правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

2. В части изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете"
Основная идея законопроекта, направленная на расширение использования электронных документов в бухгалтерском учете, поддерживается. Однако внесение изменений в законодательство о бухгалтерском учете в этой части должно рассматриваться системно во взаимосвязи с общим порядком ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, необходимостью приведения норм, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности организаций, с учетом действующего законодательства Российской Федерации, в том числе регулирующего различные аспекты деятельности хозяйствующих субъектов, их отношения с другими участниками хозяйственного оборота и государственными органами.

Данный подход может быть реализован лишь принятием новой редакции федерального закона "О бухгалтерском учете", работа над которой в настоящее
время ведется в Правительстве Российской Федерации.

В то же время законопроект содержит нормы, выходящие за рамки законодательства о бухгалтерском учете, противоречащие или препятствующие реализации норм других федеральных законов. Так, согласно пояснительной записке норма законопроекта, устанавливающая, что хранение первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется в том виде, в котором они были составлены или получены, вводится с целью предотвращения ситуаций, когда модифицированный (заархивированный) документ невозможно будет изучить при проведении органами государственной власти контрольных мероприятий.

Однако данная норма вводит также запрет на внесение исправлений в документ (в том числе на бумажном носителе), что Федеральным законом "О бухгалтерском учете" допускается. Названное положение также создает проблемы для изучения документов постоянного или длительного хранения, созданных в виде электронных документов (принимая во внимание сложность механизма электронной цифровой подписи, необходимость "сопровождения" электронных документов открытыми ключами в течение сроков их хранения и т.п.). Кроме того, в совокупности с нормой законопроекта, предусматривающей изготовление копий на бумажных носителях документов, созданных в виде электронных документов, только для контрольных органов, суда и прокуратуры, оно препятствует реализации требований Федерального закона "Об акционерных обществах", Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" об обеспечении акционерам, участникам общества доступа к документам общества.

Представляется излишней норма законопроекта, допускающая хранение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вне места государственной регистрации организации в месте, определяемом организацией в пределах территории Российской Федерации. Вопросы хранения документов бухгалтерского учета (первичных и сводных учетных документов, бухгалтерской отчетности) должны рассматриваться и решаться в комплексе с общим порядком хранения других документов, образующихся в деятельности организации, в рамках законодательства об архивном деле, с
учетом норм иных федеральных законов, затрагивающих вопросы хранения документов бухгалтерского учета.

Предлагаемая норма вступает в противоречие с Федеральным законом "Об архивном деле" и рядом федеральных законов об организациях различных
организационно-правовых форм (например, Федеральным законом "Об акционерных обществах", Федеральным законом "Об обществах с
ограниченной ответственностью", Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона", — говорится в проекте заключения, подготовленном в Минфине.