Сдача в утиль автомобилей возрастом свыше 10 лет пройдет во всех российских регионах с 8 марта до 1 ноября 2010 года. Вчера премьер-министр Владимир Путин утвердил программу утилизации старых автомобилей.
Программа обойдется бюджету в 11 миллиардов рублей. Из них 10 миллиардов рублей, как и запрашивал Минпромторг, пойдут непосредственно на оплату скидок гражданам при покупке ими новых автомобилей. А это по 50 тысяч рублей за каждое старое авто. Еще 1 миллиард рублей получат торговцы машинами: им государство возместит затраты на доставку "металлолома" в пункты утилизации. 50 миллионов рублей запланировано на расходы по организации эксперимента.
Таким образом, за счет государства в России планируется осчастливить бонусами при покупке новых авто 199 тысяч автовладельцев. По оценкам экспертов, это порядка 14% от прогнозируемого объема продаж в наступившем году (1,47 миллиона машин). Что касается автовладельцев, то по данным агентства "Автостат", под действие утилизационной программы в России фактически попадает 19,6 миллиона легковых автомобилей старше 10 лет. Это 56,9% всего российского автопарка.
Перечень моделей и производителей новых автотранспортных средств российского производства, подлежащих продаже со скидкой в рамках эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, можно посмотреть здесь.
В Минпромторге делают все, чтобы новая программа по стимулированию спроса граждан сработала четко.
Ведомство расписало пошаговый план действий граждан и дилеров. В частности, предлагается следующая схема действий физического лица, намеревающегося воспользоваться этой Программой и приобрести новый автомобиль у официального дилера.
При наличии в собственности старого автомобиля, который 1) произведен в 1999 году или раньше, 2) имеет разрешенную полную массу не более 3.5 тонны, 3) является полнокомплектным, 4) находится в собственности последнего владельца более 1 года, с полным комплектов документов, подтверждающих право собственности, гражданину необходимо:
1. Приехать к официальному дилеру на автомобиле, сдаваемом на утилизацию (привезти за свой счет на эвакуаторе);
2. Распечатать с сайта Минпромторга России утвержденный бланк свидетельства об утилизации;
3. Оформить в дилерском центре доверенность в простой документарной форме на выполнение операций по снятию с учета, передаче на пункт утилизации, получению свидетельства об утилизации;
4. Подписать договор, на основании которого дилер будет выполнять вышеназванные операции от имени гражданина, при этом до получения свидетельства об утилизации автомобиль будет находиться на ответственном хранении у дилера до момента снятия его с учета;
5. Оплатить до 3 000 рублей по договору за утилизацию;
6. Выбрать и зарезервировать у дилера новый автомобиль, соответствующий параметрам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации;
7. При получении полностью оформленного и заполненного свидетельства об утилизации — завершить оформление нового автомобиля.
В ближайшее время будут утверждены бланки свидетельства об утилизации и договора, на основании которого дилеры будут хранить авто до момента снятия его с учета и затем предоставлять покупателям выбранные и зарезервированные ими автомобили.
Это примерно 60-65 моделей автомобилей, включая иномарки, выпускаемые в настоящее время в России. Перечень моделей автомобилей, равно как и перечень уполномоченных дилеров, которым будет дано право участвовать в программе, также должны быть утверждены отдельным постановлением правительства в месячный срок. Как сообщили в Минпромторге, этот перечень находится сейчас в разработке.
Оговорены и сроки оформления документов — это 3 — 5 дней при условии сдачи и покупки автомобиля в утиль в одном регионе.
Наиболее сложным моментом программы станет создание физической системы пунктов утилизации по стране. Их на сегодняшний день, по данным Минпромторга, не более двадцати. Требования к пунктам утилизации, а также условия их участия в программе должны быть утверждены отдельным правительственным документом. Кстати, в документе особо оговаривается, что до 1 сентября 2010 года минпромторг должен разработать и направить в правительство концепцию создания в России системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств. В данный момент рабочая группа создана и эта концепция готовится.
Субсидии из госбюджета торговцы автомобилями будут получать ежемесячно на расчетные счета, открытые в банках.
Между тем вчера же прошла информация, что начиная с 2010 года коммерческие банки приостановили в рамках государственной программы выдачу льготных кредитов на покупку автомобилей. В Минпромторге подтвердили, банки действуют по закону.
Дело в том, что правительство пока не продлило антикризисную программу льготного автокредитования после 31 декабря 2009 года. Однако, как сообщили в минпромторге, вопрос не закрыт. В ведомстве надеются, что окончательное решение о продлении льготного автокредитования на 2010 год будет положительным. Проект постановления готов и ждет рассмотрения в правительстве. Сроки принятия продляющего решения передвинуты на конец января. Как сказал Виктор Христенко программа льготного автокредитования эффективно заработала только во второй половине года, когда изменились ее условия. Напомним, к программе вместо четырех уполномоченных банков в итоге подключились 92 банка, которые на 31 декабря 2009 года выдали гражданам 71 486 кредитов. Поэтому, по его словам, чтобы автокредит жил и дальше, эту программу надо было бы сохранить хотя бы на первую половину 2010 года.
Эксперты, кстати, предлагают государству увязать субсидии на утилизацию с программой льготного автокредитования. К примеру, 50 тысяч рублей, получаемые за старую машину, использовать в качестве первого взноса при получении льготного кредита на покупку нового автомобиля.