Сегодня на открытом слушании по делу Ходорковского-Лебедева в Хамовническом суде Москвы один из главных свидетелей обвинения Алексей Голубович опроверг собственные показания, ранее данные им прокуратуре.
Бывший финансовый директор ЮКОСа заявил, что служба безопасности компании никогда ему не угрожала. Между тем в своих показаниях на следствии Голубович утверждал обратное.
Свидетель сообщил суду, что в 2003 году руководство лишь предложило ему уехать за границу, чтобы избежать возможной уголовной ответственности по делу обмена акций ВНК. Голубович отметил, что данное предложение носило рекомендательный характер.
Как сообщает РИА Новости, Алексей Голубович также утверждал, что обмен акций "Томскнефти" и "Ачинского НПЗ", принадлежавших ОАО "Восточная нефтяная компания", на акции ЮКОСа были законными и сделки совершались из желания обезопасить активы ВНК в интересах акционеров и государства. "Было принято решение о защите активов ВНК от судебных приставов и служб в ходе решений выигранных (компанией) "Биркенхольц" судов", — сказал Голубович.
Бывшая финансовая дирекция ВНК, по информации защитников Ходорковского и Лебедева, создала фиктивный долг компании перед другими "дружественными" оффшорными компаниям. Одним из способом создания такого долга было, в частности, обязательства ВНК выкупить 6% акций Ачинского НПЗ за 22 миллиона долларов у компании "Биркенхольц", при этом сумма была установлена выше рыночной в 4,5 раза. Впоследствии арбитражные суды признали незаконной такую сделку, но отказ ВНК провести эту сделку стал формальным основанием для обращения компании "Биркенхольц" в арбитражный суд Москвы с иском о взыскании средств. Объектом посягательства для иска был назван контрольный пакет акций "Томскнефти". ВНК тогда принял решение обменять акции, в том числе и в интересах государства, которое тогда владело 36% акций компании. При этом утверждалось, что решение об обмене имело временный характер, а эквивалентность обмена подтверждали независимые оценщики.
Голубович добавил, что тогда было предложено обменять акции "Томскнефти" и "Ачинского НПЗ" на акции ЮКОСа. Также по заявлению бывшего главного стратега "ЮКОСа", занижения стоимости акций, участвовавших в сделке мены, не было.
"Ни я, ни мои сотрудники не ставили целью занизить стоимость акций", — сказал Голубович, напомнив, что события происходили в 1998 году, после дефолта, когда "что акции Ачинского НПЗ и "Томскнефти" на рынке были как мусор, что ЮКОСа, но те немного выше".
По его мнению, "менять акции примерно одинаковой стоимости по рыночным котировкам — это справедливый обмен".
В ходе допроса также выяснилось, что вопрос о неравноценности обмена возник только, когда "следователи начали вызывать всех подряд, причем, вопрос сначала возник не по акциям, а по тому, что кто-то заказал расследовать это дело".
Голубович обвинялся российскими следственными органами в мошенничестве, в 2006 году он был арестован в Италии, однако, затем отпущен под подписку о невыезде. Некоторое время назад Голубович вернулся в Россию, в настоящее время он находится под программой "Защиты свидетелей", и при условии сотрудничества со следствием были отменены постановления об объявлении его в розыск и заочном аресте, вынесенные еще в 2004 году в России.