19 февраля Ленский районный суд Якутии будет воскрешать человека. Собственно, человек и без того жив, но он и его родственники безуспешно обивают пороги присутственных заведений, пытаясь это объяснить. У чиновников есть справка о том, что он умер, а это значит, что ничего не докажешь.
Летом прошлого года в одном из сел Ленского района было обнаружено тело неизвестного. На место происшествия выехали милицейские оперативники и сотрудники следственного управления при СКП. Опросили жителей села. Осмотрев останки, те заявили, что это, видимо, Степан Андреев, который как раз куда-то исчез (фамилия и имя изменены). Оперативники записали это в свои протоколы.
3 июля бюро судмедэкспертизы по Ленскому району, исследовав документы и приложенное к ним бездыханное тело, оформило свидетельство о смерти. 20 июля кончина Степана Андреева была официально зарегистрирована в ЗАГСе, и первым делом справку отправили в пенсионную службу, где он при жизни получал пенсию по инвалидности. Чтобы сняли с довольствия.
Сам Степан в это время находился в отъезде и не ведал, что по бумагам уже не числится в списках пенсионеров и вообще в живых. Узнали об этом его родственники, проживающие в Ленске. Обнаружив, что произошла нелепая ошибка, они пошли в следственное управление.
- Конечно, им сразу надо было идти к нам, — рассказывает прокурор района Иван Сергеев. — Но родственники решили: раз ошибку допустили следователи и милиция, они и должны ее исправлять. И стали доказывать там, что Степан жив, требуя оформить соответствующий документ. А у Следственного комитета другая специфика работы. Поэтому кроме отказных постановлений родные Андреева ничего там не добились.
Уже понимая, что при опознании тела что-то произошло не так, работники правоохранительных органов как минимум могли объяснить людям, куда надо обращаться за реальной помощью. А могли и сами инициировать исправление ошибки. Но они этого не сделали.
- Лишь ближе к зиме родственники обратились к нам, — продолжает прокурор района. — Проведя необходимые проверочные мероприятия, недавно мы направили материалы в суд, который теперь и должен принять соответствующее решение.
Ленск — город маленький, и весть о том, что живого человека перепутали с покойником, быстро разнеслась по кабинетам. А когда Степан собственной персоной явился за пенсией, невероятное и вовсе стало очевидным. Однако выдать деньги человеку, на которого поступила справка о смерти, в отделении Пенсионного фонда отказались.
- Он долгое время не обращался за пенсией — жил где-то в другом месте, — поясняет руководитель отделения Золхия Науманова. — А когда появился, мы объяснили ему, что не можем выдать деньги, пока суд не установит, что он живой. Есть такой порядок, и нарушать его мы не вправе.
- Как только он принесет необходимые документы, вся невыплаченная за прошедшие месяцы пенсия будет выдана ему в полном объеме, — подтверждает руководитель пресс-службы управления ПФР по Якутии Никита Прокопьев. — Понятно, что ситуация совершенно абсурдная, но Пенсионный фонд повинен в ней в последнюю очередь.
- Сначала прокуратура долго тянула с проверкой, — рассказывает Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) Федора Захарова, к которой представители Степана Андреева обратились в надежде ускорить процесс. — А когда документы наконец ушли в суд, там их поставили в общую очередь. Я пыталась убедить судей поторопиться, но получила ответ: ускорить рассмотрение дела невозможно в связи с большой загруженностью. Видимо, им не понять, каково это — больше полугода ходить в покойниках. Ведь каждый день, проведенный в таком положении, бьет по психике, тем более что речь идет об инвалиде.
Омбудсмен уверена в том, что суд признает Андреева живым и пенсию ему выплатят всю до копеечки. Но весь этот абсурд, по ее мнению, можно было исправить в считаные дни.
Встретиться или хотя бы переговорить по телефону с самим Степаном Андреевым не удалось. Он избегает разговоров на эту тему с представителями прессы, а его родственники даже сделали Федоре Захаровой выговор за то, что она поставила СМИ в известность о случившемся. И понять их можно.