Как сообщалось ранее, мера пресечения председателю столичного комитета рекламы, информации и оформления Владимиру Макарову, обвиняемому в превышении должностных полномочий, была накануне изменена на подписку о невыезде. Соответствующее постановление подписано в СКП РФ по Москве.
Макаров вчера был освобожден из СИЗО N 5 под личное поручительство председателя Мосгордумы Владимира Платонова. Уже сегодня господин Макаров собирается выйти на работу. В случае если господин Макаров нарушит взятые перед следствием обязательства, его вернут в СИЗО, а господина Платонова — оштрафуют.
Процедура освобождения Владимира Макарова началась с приезда в 11 часов утра в столичное управление по расследованию особо опасных дел в сфере экономики и должностных преступлений следственного комитета при прокуратуре РФ председателя Мосгордумы Владимира Платонова. В управлении господина Платонова в соответствии со ст. 103 УПК ("Личное поручительство") в первую очередь спросили, не изменил ли он свое намерение выступить поручителем. После того как господин Платонов это подтвердил, следователь ознакомил его с теми последствиями, которые ждут поручителя в случае, если господин Макаров будет нарушать избранную ему новую меру пресечения. Если главный столичный рекламщик не будет являться на допросы или покинет Москву, не согласовав свои перемещения со следователем, то господина Платонова ждет штраф в размере 10 тысяч рублей, а господина Макарова — возвращение в изолятор.
"Вчера утром мы оформили все необходимые процессуальные документы и мне разъяснили мою ответственность,- подтвердил Владимир Платонов.- Я, как один из разработчиков закона о домашнем аресте, против того, чтобы по хозяйственным делам человек под следствием находился в тюремных условиях. В тюрьме место насильникам или совершившим еще какие-нибудь серьезные преступления против личности".
После этого следователь и адвокат господина Макарова Елена Маркемьянова отправились в СИЗО N 5 на Выборгскую улицу, где обвиняемого ознакомили с позицией господина Платонова, спросив ради соблюдения формальностей, согласен ли тот выйти под его поручительство. Мнение господина Макарова, который с 18 августа находится под стражей, было однозначным.
Владимир Макаров, напомним, проходит по делу о превышении должностных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ) с момента его возбуждения 20 января прошлого года. Обвинение же ему было предъявлено в конце августа 2009 года. По версии следствия, господин Макаров в июле 2004 года в нарушение установленного законом порядка присвоил себе полномочия вышестоящих должностных лиц правительства Москвы, предоставил "Мосгоррекламе" и "Столице-М" 50-процентную льготу при оплате за право размещения коммерческой рекламы. В ходе предварительного следствия было установлено, что компании получили скидку якобы за то, что размещали до 40% необходимой городу социальной рекламы. И хотя правительство Москвы потерпевшей стороной себя так и не признало, следствие установило, что рекламщики разместили социальной рекламы значительно меньше, чем было зафиксировано в договоре. А господин Макаров, как посчитало следствие, превысил свои должностные полномочия, обойдя процедуру согласования скидок не только в Федеральной антимонопольной службе, но и в самом правительстве Москвы. Однако, как сообщила вчера адвокат Елена Маркемьянова, "в 2004 году существовала такая практика, когда решение различных вопросов, включая рекламные, не требовало согласований с другими инстанциями". Сам господин Макаров утверждает, что действовал в рамках полномочий по указанию своего руководства, в частности тогдашнего вице-мэра Москвы, а сейчас губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева. По делу еще проводится судебно-экономическая экспертиза, однако следствие уже подсчитало, что скидка рекламным компаниям обошлась городу в 131 474 894 рубля и 2 копейки. "Я — один из 35 депутатов, которые утверждают бюджет Москвы, и там ничего не было о пропаже денег",- заявил Владимир Платонов.
Уже вечером, выйдя из СИЗО, Владимир Макаров сказал: "В ближайшее время мы с адвокатами докажем следствию, что действия правительства Москвы были правильными, и все обвинения будут сняты". "Сегодня вечером отдохну, а завтра утром, как всегда, поеду на работу (даже находясь под следствием, он продолжал оставаться во главе рекламного комитета). Соскучился",- сказал чиновник, уже садясь на заднее сиденье джипа Mercedes.
Между тем, уголовное дело в отношении Макарова обрастает интересными подробностями. Во-первых, дело, требующее сложнейших экспертиз для подсчета экономического ущерба (особенно учитывая, что правительство Москвы отказывается признать этот ущерб), передали как "не особо сложное" в нижестоящее подразделение. Во-вторых, передача дела произошла 31 декабря в 17.00 и при "трансфере" исчез 21 том. И, наконец, позиция следствия строится на свидетельских показаниях представителя рекламной компании, задолжавшей городскому бюджету. При новогодней передаче уголовное дело таинственным образом "похудело". По словам адвокатов, ранее дело насчитывало 194 тома, а новый следователь принял только 173. "Мы их спрашиваем, с чем это связано, но никто не может внятно объяснить", — заметил адвокат Галоганов. В СУ СКП по городу Москве факт потери томов отрицают. Эксперты говорят, что за изменением объема дела могут скрываться любые процессуальные нарушения. "Тайна следствия не даст привлечь следователей к ответственности даже за утерю материалов из уголовного дела, — отмечает адвокат Игорь Трунов. — Они всегда легко оправдаются тем, что просто перешили дело, либо еще каким-то образом повлияли на количество его томов". Не менее любопытен и еще один аспект этого скандального дела. Позиция следствия строится на показаниях предпринимателей, не очень дружных в последнее время с рекламным комитетом. В частности, следствие приобщило к делу показания бывшего гендиректора компании "Мосгорреклама" Татьяны Шмаковой. Причем защита ничего не знала о новых материалах, а на ознакомление с ними судья выделил на последнем заседании всего сорок минут. "Владимир Макаров заявил в суде, что Татьяна Шмакова свидетельствует против него, чтобы не платить деньги в городскую казну, — рассказал присутствовавший на суде член общественного совета при столичном ГУВД Илья Котов. — Он попросил приобщить к материалам дела документ о взыскании с компании News Outdoor 380 миллионов рублей в городской бюджет и письмо на его имя от News Outdoor за подписью Татьяны Шмаковой об отказе заплатить указанную сумму".