ПРАВО.ru
Новости
2 марта 2010, 10:57

Мать двух несовершеннолетних детей "отмыла" миллиарды и осталась на свободе

Мать двух несовершеннолетних детей "отмыла" миллиарды и осталась на свободе
Злоумышленники легализовали более 30 миллиардов рублей, 440 миллионов долларов США и 123 миллионов евро

Как сообщалось накануне, пресечена деятельность международной организованной группы, которая с 2007 года занималась незаконной банковской деятельностью и легализовала более 30 миллиардов рублей, 440 миллионов долларов США и 123 миллионов евро. По версии следствия, злоумышленники заработали на этом более 1,4 миллиардов рублей.

По данным следствия, в организованную группу входили гендиректор ООО "АльянсСити" Виктор Петрушенков, бухгалтер этого же ООО, фамилия которой не разглашается, безработный Дмитрий Ламзичкин и "другие неустановленные лица". На след злоумышленников сыщики вышли в 2009 году. Тогда в ДЭБ МВД РФ поступила оперативная информация о том, что указанные лица с 2007 года занимаются отмыванием крупных рублевых и валютных средств через ряд московских финансовых структур. В ходе последующих оперативных мероприятий сыщики установили, что в преступных схемах были задействованы не только российские, но и латвийские коммерческие банки, а также более 80 компаний, на счета которых под различные фиктивные контракты поступали средства.

Уголовное дело по факту незаконной банковской деятельности было возбуждено следственным комитетом при МВД РФ 14 января. 27 января гендиректор "АльянсСити" Виктор Петрушенков, его бухгалтер и Дмитрий Ламзичкин были задержаны. По словам сотрудников ДЭБ МВД РФ, следственно-оперативные группы провели 22 обыска в банках и офисах, а также в квартирах задержанных. Непосредственно в офисе "АльянсСити", под который, по данным следствия, было снято помещение у московского Приватхолдингбанка, а также в квартирах задержанных было изъято более 240 печатей и штампов фирм-однодневок, финансовая документация, подтверждающая незаконность проводимых операций, а также более 36 миллионов рублей. Также были арестованы счета подставных структур, на которых находилось свыше 72 миллионов рублей.

Всем трем фигурантам дела были предъявлены обвинения по ч. 2 ст. 172 УК РФ ("Незаконная банковская деятельность") и ч. 4 ст. 174.1 УК РФ ("Легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем"). Женщину, с учетом того что она мать двух несовершеннолетних детей, следователи брать под стражу не стали, ограничившись подпиской о невыезде. Ходатайства следственного комитета об аресте господ Петрушенкова и Ламзичкина Тверской районный суд Москвы удовлетворил, согласившись со следствием в том, что, оказавшись на свободе, они могут скрыться, продолжить заниматься преступной деятельностью и оказать давление на свидетелей. Как сообщила руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева, жалобы адвокатов на решение Тверского суда были городским судом отклонены.

Отказавшись от подробных комментариев по делу, адвокат господина Петрушенкова Генрих Падва лишь сказал, что, по его мнению, обвинение еще ничего не доказывает: "Там нет никакого отмывания, все надумано".

Напомним, что накануне президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, касающийся применения залога в отношении обвиняемых в экономических преступлениях. Соответствующие изменения предлагается внести в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, говорится в материалах Госдумы. "Ведомостям" стало известно, что президент России решил отменить уголовную статью "Лжепредпринимательство", снизить срок заключения за легализацию денежных средств и вшестеро повысить пороги ущерба при назначении наказания. В тексте предложено исключить из Уголовного кодекса статью "Лжепредпринимательство" (ст. 173), а из статей "Незаконное предпринимательство" (ст. 171) и "Незаконная банковская деятельность" (ст. 172) убрать указание на "нарушение лицензионных требований и условий". Эта формулировка была слишком расплывчатой и приводила к расширительному толкованию, подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту. В статье "Легализация денежных средств" (ст. 174-1) появляется обязательный признак легализации: ее целью должно быть "придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами". Это понадобилось, чтобы обвиняемому, например, в лжепредпринимательстве не добавляли еще и "легализацию" при совершении любой покупки. Само наказание за легализацию заметно смягчено: сроки заключения снижаются с нынешних 5-15 до 3-10 лет. Президент предлагает и новую градацию крупного и особо крупного ущерба по экономическим статьям: 1,5 миллиона и 6 миллиона рублей. Действующие сейчас уровни вшестеро меньше.

Смягчение наказания за легализацию изменит практику арестов, надеется адвокат Владимир Жеребенков. За решетку можно отправлять по обвинению в тяжких и особо тяжких преступлениях (тех, что караются лишением свободы на срок от 10 лет и выше), напоминает он, и статью о легализации навешивают к обвинению в любом преступлении, увеличивая его тяжесть. Четкого понятия легализации до сих пор в законе не было, и это давало возможность следствию трактовать его как угодно. Президентские поправки позволят сократить число арестов, уверен адвокат. Еще 1 февраля группа высокопоставленных единороссов во главе с председателем Госдумы Борисом Грызловым внесла поправки в ст. 108 УПК, предложив запретить заключать под стражу обвиняемых по 33 уголовным статьям (незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, отмывание денежных средств и сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем, незаконное получение кредитов, принуждение к совершению сделки, разглашение банковской, коммерческой, налоговой тайн, подделка денег и кредитных карт и др.), за исключением тяжких составов. Президентские поправки также предусматривают отмену заключения под стражу по всем этим статьям, дополняя список мошенничеством, растратой и причинением имущественного ущерба, если эти преступления совершены в сфере предпринимательства. Заключение под стражу по экономическим преступлениям допускается только в исключительных случаях, подчеркивается в пояснительной записке. Большинство обвиняемых, "оставаясь на свободе до вынесения приговора, не представляют большой опасности для общества", а "чрезмерно жестокая и не всегда оправданная практика следственных органов и судов" при избрании меры пресечения приводит к тому, что 70 000 заключенных подозреваемых не приговариваются к тюремным срокам.