Совладелец и председатель совета директоров компании "Вашъ финансовый попечитель" (ВФП) Василий Бойко направил в следственный комитет при МВД РФ ходатайство о прекращении производства по его уголовному делу. Бизнесмен обвиняется в махинациях с земельными участками в Подмосковье.
Свое ходатайство бизнесмен мотивировал изменениями, внесенными недавно в Уголовно-процессуальный кодекс президентом РФ Дмитрием Медведевым. В частности, считает господин Бойко, новая редакция 90-й статьи УПК ("Преюдиция") позволяет приобщить к его делу решения гражданских и арбитражных судов, которые свидетельствуют о невиновности бизнесмена.
Свое ходатайство в следственный комитет при МВД РФ Василий Бойко направил 26 февраля. Оно адресовано майору юстиции Дмитрию Бардину, который возглавляет следственную группу по делу совладельца ВФП. Напомним, в отношении бизнесмена, начиная с февраля 2006 года, было возбуждено несколько уголовных дел по фактам мошеннического присвоения земель восьми совхозов в Рузском районе Подмосковья. В мае прошлого года все они были объединены в одно производство.
Господину Бойко следствие инкриминирует ст. 159 УК РФ ("Мошенничество") и ст. 174-1 УК РФ ("Легализация преступных доходов").
Защита господина Бойко настаивает, что следственная группа, которая ведет это дело, "сознательно замалчивает" перед руководством следственного комитета при МВД "существенные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии события преступления". В качестве доказательств глава ВФП и его адвокаты, по их словам, и ранее предлагали следствию приобщить к делу 54 вступивших в законную силу решения гражданских и арбитражных судов, подтвердивших законность приобретения земельных участков, а также отклонивших иски бывших работников совхозов, которые оспаривали эти сделки. И хотя по настоящему уголовному делу, утверждает защита, "предметом правовой оценки являются отношения в сфере владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися на территории Рузского района Московской области", следствие эти судебные решения к делу не приобщило.
Теперь, по мнению господина Бойко и его защиты, ситуация кардинально изменилась. В своем ходатайстве бизнесмен сослался на изменения, внесенные президентом РФ Дмитрием Медведева в декабре прошлого года в ст. 90 УПК РФ. Согласно новой редакции статьи, вступившие в законную силу решения судов, принятые в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, "независимо от критического к ним отношения со стороны следствия по настоящему делу, имеют обязательную силу, в том числе и для органов расследования" (ранее следствие самостоятельно оценивало необходимость рассмотрения принятых ранее судебных решений).
Господин Бойко подчеркнул, что в новой редакции ст. 90 говорится, что "дознаватель, следователь, прокурор и суд не только освобождаются от обязанности исследовать обстоятельства уголовного дела, которые уже были установлены" в рамках этих процессов, но и не вправе подвергать "их исследованию и оценке в соответствии с общими процедурами доказывания". Кроме того, утверждают адвокаты бизнесмена, подтвержденные арбитражным и гражданским судами обстоятельства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, могут быть отвергнуты лишь после того, как вступившие в законную силу исполняемые судебные акты арбитражного или гражданского суда будут аннулированы в установленном законом порядке. "Иное не соответствовало бы Конституции России и установленным на ее основании уголовно-процессуальным законодательством правилам доказывания",- считает защита. На основании всех этих доводов господин Бойко и его адвокаты и потребовали прекращения производство по уголовному делу бизнесмена.
Адвокат господина Бойко Алексей Аверьянов сообщил, что по закону следователь обязан ответить по почте в течение трех дней. Вчера защитник сказал, что ответ пока не был получен, и подчеркнул, что решение, которое будет принято по этому ходатайству, станет своего рода лакмусовой бумажкой, показывающей, начали ли уже действовать изменения, внесенные в законодательство.
ВВравоохранительных органах пояснили, что в данном случае следователь вполне может приобщить судебные решения к материалам дела, но при этом счесть, что они не влияют на содержание обвинения, предъявленного бизнесмену.