В милицейском ведомстве начались серьезные изменения. Возможно, уже к концу этого года милиция во многом обретет тот облик, который от нее потребовал президент России.
Что надо сделать и что уже делается, чтобы повысить качество и профессионализм милицейской службы и — главное — вернуть доверие наших граждан, рассказал вчера сенаторам и депутатам Госдумы министр внутренних дел России Рашид Нургалиев.
Самое главное, работу милиции, как считает министр, должны оценивать сами граждане. Поэтому в одном из своих приказов Рашид Нургалиев отменил так называемую "палочную систему". В "зачет" пойдут раскрытые тяжкие и особо тяжкие, в том числе "резонансные", преступления. И — мнение о своих правоохранителях местных жителей.
По сути, схема реформирования МВД обозначена в Указе президента России "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации". Рашид Нургалиев рассказал, что через два года численность милиции действительно будет уменьшена на 20 процентов, как и потребовал президент. Причем сокращаться будут в основном управленцы, чтобы высвободить силы и средства для тех подразделений, кто реально борется с преступностью.
По словам министра, уберут несвойственные функции милиции. Сейчас около 120 законов ставят милиционерам самые разные задачи. В их числе — административное выдворение иностранных граждан и вообще неграждан из России, содержание медвытрезвителей, техосмотры. И это — только то, что озвучил президент. А милиционеры еще доставляют призывникам повестки из военкоматов, подменяют судебных приставов, даже ищут пропавших домашних животных. Рашид Нургалиев считает, что все милицейские функции должны быть исчерпывающе прописаны только в одном Законе — "О милиции". Подготовка поправок в этот законодательный акт поручена новому статс-секретарю — заместителю министра внутренних дел Сергею Булавину.
Министр рассказал об антикоррупционных мерах, предпринимаемых в МВД. Будет принципиально изменена система набора в штат. Простое анкетирование при поступлении на службу или на учебу в милицейский вуз станет уже невозможным. С кандидатами будут не только лично беседовать начальники разных уровней, но и тестировать вплоть до детектора лжи. Понятно, что за каждого "некачественного милиционера" будет персонально отвечать тот или иной руководитель.
Предусмотрены и меры по борьбе с коррупцией. С этого года каждый милиционер будет представлять декларацию о своих доходах и членов семей. По словам министра, всякие "потусторонние" заработки должны быть исключены. А чтобы меньше было соблазнов, предусмотрена кадровая ротация — любой сотрудник, даже если он служит в центральном аппарате в Москве, может в любой момент поехать в какой-нибудь регион. Например, во вновь образованный Северо-Кавказский федеральный округ — там создано новое Главное управление МВД.
Будет изменена и структура МВД. На базе 20 управлений на железнодорожном, водном и воздушном транспорте образуются 8 управлений на транспорте по федеральным округам.
Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, бывший в свое время главой МВД, не сомневается в необходимости сохранения ГИБДД, но отмечает, что она должна заниматься исключительно безопасностью дорожного движения. "Конечно, саму инспекцию надо сохранить, но она должна заниматься исключительно безопасностью дорожного движения. ГИБДД надо подсократить и подчистить", — заявил Степашин. По его словам, "ГИБДД должна заниматься только техническим оснащением наших дорог, выезжать на место происшествия и помогать автомобилистам, регулируя дорожное движение, а не отсиживаться в засадах". "Необходимо также сделать службу в ГИБДД высокооплачиваемой, а то сегодня мы живем по принципу: пришел в ГАИ — заработай сам", — подчеркнул С.Степашин. Как отметил Степашин, "самое печальное сегодня, что у граждан нет доверия к этой службе, и только реформы смогут перевернуть ситуацию".