ПРАВО.ru
Новости
12 марта 2010, 15:19

"Седьмой континент" ответит за дешевую водку в суде

"Седьмой континент" ответит за дешевую водку в суде
Росалкогольрегулирование подало иск в Арбитражный суд города Москвы к торговой сети «Седьмой континент» Фото Право.Ru

Росалкогольрегулирование, созданное год назад для наведения порядка на алкогольном рынке, начало масштабную кампанию по предотвращению продажи в розничных сетях водки дешевле 89 рублей за бутылку. На этой неделе ведомство подало иск в Арбитражный суд города Москвы к торговой сети "Седьмой континент". Ранее на продаже дешевой водки попался Real, правда, тогда проверка была инициирована саратовской прокуратурой. В Росалкоголе считают, что существующие сейчас штрафы за нарушения слишком малы, и требуют ужесточить наказание.

В рамках антиалкогольной кампании вслед за введением с начала года минимальной цены на водку наблюдающие органы усилили проверки как розницы, так и дистрибьюторов. Особое рвение демонстрирует Росалкогольрегулирование, выявляя нарушения в небольших компаниях и крупных федеральных сетях. Руководство ведомства не скрывает, что хотело бы добиться ужесточения ответственности ритейлеров за несоблюдение закона о минимальной цене на водку. Сегодня нарушитель этой нормы в худшем для себя случае будет оштрафован на 100 тысяч рублей, что, по мнению чиновников, является недостаточной мотивацией для неукоснительного соблюдения закона.

На этой неделе региональное управление Росалкогольрегулирования по ЦФО подало иск к ООО "Седьмой континент" в Арбитражный суд города Москвы. В Росалкоголе пояснили, что в ходе проверки соблюдения минимальной цены, которая проводилась 1 февраля, было выявлено наличие в одном из столичных магазинов сети водки по 79 рублей. По выявленному факту был подан иск в Тверской районный суд, который 27 февраля вынес решение оштрафовать "Седьмой континент" на 100 тысяч рублей.

"Одновременно была проведена проверка документации по поставке данной продукции и были выявлены нарушения в сопровождающих документах, — говорят в Росалкоголе. — Согласно статье 14.16 КоАП данные действия квалифицируются как розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов. По данному факту и было подано исковое заявление в арбитражный суд с требованием наложения штрафа". Административный кодекс предусматривает по этой статье штраф в размере от 40 тысяч до 50 тысяч рублей.

В "Седьмом континенте" знают о наличии претензий со стороны Рос­алкогольрегулирования, но при этом не соглашаются с ними. "Претензии к нам связаны с двумя единичными случаями в отдельно взятых магазинах и не затрагивают политику работы всей сети, — заверила пресс-секретарь „Седьмого континента“ Влада Баранова. — Мы не согласны с постановлением и будем его обжаловать".

В Росалкоголе рассказали, что ведомство проводит массовые проверки розничных точек во всех регионах России на предмет соблюдения закона о минимальной цене на водку. Источник в ведомстве подтвердил, что в ходе проверок выявляются нарушения, "в том числе и в торговых сетях", но отказался назвать конкретных нарушителей до передачи дел в суд. При этом собеседник выразил мнение, что ответственность за продажу алкогольной продукции ниже минимальной стоимости необходимо ужесточать.

Согласны с такой позицией и в отраслевом Союзе производителей алкогольной продукции (СПАП). "Очевидно, что оборот подобной продукции несопоставим с размером штрафа, предусмотренного Административным кодексом, — заявил зампред правления СПАП Дмитрий Добров. — Необходимо ужесточать ответственность за подобные вещи. Мы считаем, что ответственность может быть ужесточена вплоть до аннулирования розничных лицензий".

По словам г-на Доброва, в целом по стране продавцы соблюдают закон о минимальной цене на водку, хотя выявляются и факты нарушений: где-то в открытую продают водку ниже 89 рублей за бутылку 0,5 литра, где-то маскируют нарушение закона под маркетинговые акции — две бутылки водки по цене одной.

Между тем, правительственная комиссия по регулированию алкогольного рынка под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова вчера так и не смогла определить часы, в которые будет запрещена торговля крепким алкоголем. Чиновники решили взять паузу для консультаций с регионами. Разработчики законопроекта о введении единого времени ограничения торговли алкоголем крепче 15 градусов не смогли прийти к общему решению. Например, Росалкогольрегулирование предлагает запретить продажу водки и других крепких напитков с 21 до 11 часов, Минпромторг настаивает на введении "сухого закона" с 23 до 8 часов.

Правительству не нравится идея госмонополии на производство и оборот этилового спирта. Изучить ее целесообразность предлагал Дмитрий Медведев, пишут "Ведомости". "Что такое госмонополия на спирт? Это значит, что нужно выкупить по рыночным ценам все активы, которые находятся в частных руках. Где взять деньги на это? И даже если мы их выкупим, что делать дальше? Государство вряд ли способно быть эффективным собственником", — цитирует первого вице-премьера Виктора Зубкова агентство "Интерфакс". Кремлевский чиновник говорит, что в администрации президента полностью поддерживают мнение Зубкова. Изучить целосообразность введения госмонополии до 1 марта президент Дмитрий Медведев поручил премьер-министру Владимиру Путину после совещания в августе 2009 года. В конце 2009 года глава Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) Игорь Чуян сообщил о трех возможных сценариях введения госмонополии.

Несколько заинтересованных ведомств на вопрос президента Дмитрия Медведева ответили, что введение монополии нецелесообразно, рассказал источник в одном из ведомств. По его словам, введение алкогольной монополии изучалось на международном опыте и особенно внимательно рассматривалась ситуация в странах Северной Европы — например, Норвегии и Финляндии. В них ранее существовала полная монополия на алкоголь, но после вступления в ЕС осталась лишь монополия в розничной торговле. В России, согласно статистике, предоставленной регионами, сейчас существует около 117 000 розничных предприятий по продаже алкогольной продукции, управляющих примерно 200 000 точек продаж. Создание сопоставимой государственной сети потребовало бы огромных инвестиций, тем более что выступающие за введение розничной монополии регионы предлагали делать это исключительно за счет федерального бюджета, объясняет собеседник.